ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Масляный бунт. Цены на семена подсолнечника побили рекорды

Неурожай подсолнечных культур в России и ближнем зарубежье в прошлом сезоне оставил производителей подсолнечного масла без запасов сырья.

Неутешительный прогноз по урожайности на следующий сезон заставил крупные компании поднять закупочные цены на рекордный уровень — с 7 до 12—12,5 руб. за кг подсолнечника.
Участники рынка ждут перераспределения долей и разорения мелких и средних производителей. Простых потребителей ждет подорожание бутилированного масла как минимум на 50%. Подорожают также майонез, маргарин и другие продукты, где содержится подсолнечное масло.
Рынок подсолнечного масла замер в ожидании. «Обычно в этот период цена за тонну семян подсолнечника держится на уровне 5—6 руб., в этом году у всех крупных компаний стартовая цена 12—12,5 руб. за кг», — констатирует аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Алина Мирсагатова. Повышение закупочных цен обусловлено несколькими факторами, в первую очередь дефицитом семечки. В 2006 году в России было произведено 6,75 млн т семян подсолнечника, в этом году урожай ожидается на уровне 5,5—5,7 млн т. При этом надеяться на импорт из стран СНГ не приходится: на Украине, например, урожай сократился на 2 млн т, до уровня 3,4—3,5 млн т, это не позволит стране отправлять сырье в Россию.
Свою роль также сыграл возросший спрос европейских стран на масличные культуры, где они используются в качестве сырья для производства биотоплива. «Очень большую роль в повышении цены сыграло истерическое желание многих компаний получить необходимый объем семечки в первую очередь.
Производители масла сами взвинчивают цену на сырье», — негодует один из участников рынка, попросивший об анонимности. Собеседник РБК daily сообщил, что практически все крупные производители масла перестали отгружать свою продукцию еще две недели назад, так как на складах не осталось товарных запасов, последняя компания прекратила поставки на этой неделе. «Сейчас делать масло просто нерентабельно, маржа производителей упала до нуля», — сетует директор по корпоративным вопросам компании «Бунге» Кирилл Болматов.
По свидетельству участников рынка, в рознице уже начались проблемы с подсолнечным маслом: так, на Юге России ощущается острый дефицит продукта. «Традиционного для начала сезона снижения цен в этом году не предвидится. Очевидно, что и цены на конечную продукцию повысятся», — убеждена г-жа Мирсагатова. «Рост цен на опт начался еще в конце мая, а розница только-только начинает его чувствовать. Кое-где цены уже повышаются. Самый осторожный прогноз — для конечного потребителя масло подорожает на 50%, кроме того, удорожание ждут такие продукты, как майонез, маргарин и другие, в которых содержится большая доля подсолнечного масла», — предполагает генеральный директор компании WJ Алексей Коломин. Однако спрос на подсолнечное масло останется на прежнем уровне, уверены игроки рынка, минимальное потребление в России составляет примерно 2,2 млн т, при этом в этом сезоне предприятия смогут произвести максимум 2 млн т.
Участники рынка и аналитики считают, что рынок ждет перераспределение долей. В первую очередь пострадают мелкие и средние производители, которым придется уйти с рынка. «Сейчас таких компаний больше сотни, кто из них сможет остаться — сложно предположить», — считает г-н Болматов. «На рынке, скорее всего, останется 3—4 крупных игрока плюс несколько локальных производителей, закрывающих каждый свой регион. Остальным целесообразно уйти уже сейчас», — говорит представитель одного из крупных производителей подсолнечного масла. Скупки активов небольших компаний игроки не прогнозируют, по их словам, в стране уже сейчас в два раза больше производственных мощностей, чем необходимо для переработки урожая этого сезона. Крупные производители пока замерли в ожидании: «Ситуация должна стабилизироваться к середине октября, когда заводы сформируют сырьевой запас, когда станет понятна себестоимость на ближайшие 2—3 месяца. Сейчас сырья нет в принципе», – утверждает г-н Коломин. Однако, по свидетельству участников рынка, некоторые крупные игроки пытаются играть на создавшейся ситуации, покупая семечку по более высокой цене и продавать масло в розницу по прежней стоимости, чтобы поднять свою рыночную долю.
Д. Черкудинова, "РБК daily"

Новое место статьи