ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 08 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Зерно приплыло на рекорд

В сентябре на экспорт могло быть поставлено 2,4 млн т российских зерновых — больше, чем когда-либо прежде.

По предварительным оценкам, на экспорт отгружено 2,4 млн т российских зерновых, говорит гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Это абсолютный рекорд за всю историю зернового экспорта. До сих пор самым удачным для трейдеров был сезон 2002/03: тогда, по данным ИКАР, всего было отгружено 18,5 млн т, а рекорд месячных отгрузок — 2,1 млн т — был зафиксирован в ноябре.
Точных данных пока нет, но исходя из данных оперативной таможенной статистики по неделям рекорд действительно поставлен и цифра 2,4 млн т близка к реальности, соглашается аналитик WJ Владимир Петриченко. «Это технически невозможно. Я готов поверить в 2 млн т», — говорит гендиректор Международной зерновой компании (российская «дочка» Glencore) Юрий Огнев. Он предполагает, что в статистику сентября попала часть данных об отгрузках в августе или октябре. По словам представителя ФТС, официальные данные появятся во второй половине месяца.
Главная причина роста экспорта — высокие мировые цены. Рылько считает, что помогли повышенный прогноз урожая (Минсельхоз в сентябре повысил его с 76 до как минимум 78,4 млн т) и «относительно свободные порты Украины». Добавились и отгрузки малыми судами, например в адрес Турции, замечает Петриченко.
Российские поставщики воспользовались фактическим запретом на экспорт зерновых, действующим на Украине. «Мы [в сентябре] начали грузить зерно через Украину», — говорит гендиректор «Югтранзитсервиса» Андрей Коробко. Гендиректор аналитического центра «Украгроконсалт» Сергей Феофилов предварительно оценивает транзит зерна через Украину в сентябре в 500 000-600 000 т, большая часть из которого пришлась на российское. Огнев считает, что через Украину могло быть вывезено не больше 250 000 т: железнодорожные отгрузки в адрес портов Южный и Одесса ограничены, а с украинскими ветеринарными разрешениями (они необходимы для поставок фуража) «большая неразбериха».
Но главная причина рекордов — ожидаемая экспортная пошлина. «Насколько известно рынку, цифры по пошлинам согласованы. Но остается открытым вопрос о сроке действия и дате вступления в силу», — напоминает Петриченко.
А. Воронина, www.vedomosti.ru

Новое место статьи