ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 08 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Введенный «сверху» помочь не может?

В Москве в рамках Агропромышленной недели прошла международная научно-практическая конференция «Проблемы развития инфраструктуры сельской кредитной кооперации». Как аперитив перед докладами - поздравления в адрес работников Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК).

Организация отметила десятилетие своего существования. За эти годы ФРСКК проделал большую работу по установлению развитой системы образования сельских кредитных кооперативов в России, так что благодарственные слова и подарки коллектив фонда получил заслужено. Среди поздравлявших - Владимир Плотников, президент АККОР, Михаил Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Виктор Хлыстун, заместитель Председателя правления Россельхозбанка, и многие другие. После торжественных речей приступили к обсуждению нынешнего состояния сельского кредитования.
Кому как не генеральному директору ФРСКК, Владимиру Паховому, было начать освещение всех сторон прекрасно знакомого ему сектора. По его словам, на сегодняшний день в России число сельских потребительских кредитных кооперативов превышает 1600. Объем портфеля займов в текущем году превысил 5 млрд руб. Из них самые крупные кооперативы сформировали свои активы на уровне 100-270 млн руб. Государство начало рассматривать сельскую кредитную кооперацию как важный фактор социально-экономического развития регионов. В рамках национального приоритетного проекта «Развитие АПК» инвестируются деньги на льготное финансирование, обучение и подготовку кадров, информационное обеспечение имеющихся и создаваемых кооперативов. Между тем, отметил В. Пахомов, путь развития сельской кооперации «не устлан розами». И назвал основные, по его мнению, причины, сдерживающие процесс развития сельской кредитной кооперации:
- недостатки действующего законодательства по части создания саморегулируемой организации в сельском хозяйстве;
- формальный подход к организации кооперативов;
- отсутствие во многих кооперативах обоснованных планов развития и элементарного набора внутренних нормативных документов;
- недостаточное финансирование сектора сельской кредитной кооперации;
- слабое информационное освещение среди населения.
На первой проблеме В. Пахомов сделал особенный акцент. В настоящее время в России, по данным ФРСКК, идет процесс формирования саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, которая будет представлять и защищать интересы участников кооперации. Для успешной реализации этого процесса необходима правовая, финансовая и организационные поддержки государством. И происходить это должно не только на федеральном уровне. Процесс должен стать составной частью экономической политики региональных и местных органов управления.
Участники конференции подготовили рекомендации в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации. Согласно им, депутаты должны привести в соответствие с ГК РФ и другими нормативно-законодательными актами ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также внести в данный закон изменения, касающиеся статей, регламентирующих деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов в части:
- снижения норматива количества членов в ревизионных союзах (сейчас должно входить не менее 25 человек);
- снятия ограничения по использованию в наименовании ревизионного союза указания на его территориальную принадлежность;
- изменить порядок формирования и использования компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Также Госдуме рекомендуется ускорить рассмотрение проекта Федерального закона «О кредитной кооперации» во втором и третьем чтениях, и при доработке законопроекта учитывать предложения непосредственных участников сельской кредитной кооперации.
На данный момент все вопросы и рекомендации находятся в «подвешенном» состоянии. Участники конференции и представители ФРСКК надеются на скорейшее их разрешение и рассмотрение. Стоит отметить, какой упор делают они на своеобразную независимость кооперативов - их саморегулирование. По словам В. Пахомова, «в Правительстве РФ на протяжении уже трех лет идет дискуссия по поводу определения статуса государственного регулятора кооперативов - или создать новый орган, который будет выполнять эту функцию, или поручить какому-либо ведомству». А если спросить у членов кооперативов о необходимости управляющего головного органа, то, по наблюдению В. Пахомова, «мнения будут противоречивыми».
Нина Медведева, заместитель генерального директора ФРСКК, считает что «государственный головной орган кооперативам не нужен. У нас со временем возникнет саморегулируемая организация ревизионных союзов, и орган, который по закону должен будет ее регулировать - это Министерство сельского хозяйства. Мы не совсем согласны с таким состоянием дел, но пока ничего изменить не можем. При нынешнем законодательстве самое главное - принять закон о кредитной кооперации, что позволит развиваться кооперативам как финансовым организациям, а не как потребительским кооперативам. В таком случае и возникнет необходимость в регуляторе финансового плана. Эту функцию может взять на себя, например, Минфин или Центральный Банк. Если у нас будет собственный банк, мы попадем под банковское законодательство, тогда снова возникнет вопрос о регулирующем головном органе. Я считаю, что уровень законодательства должен соответствовать уровню развития. Принятые сейчас постановления о саморегулируемых организациях не соответствуют уровню развития. Регионы испытывают трудности даже в организации ревизионных союзов».
В начале становления в России кооперации как таковой (конец XIX - начало XX вв.), ведущие аграрники-экономисты говорили о невозможности нормального функционирования кооператива при «насаживании» управляющего органа «сверху». Сегодня, как подтверждение - законы и управленческие формы, введенные без полного согласия тех, для кого они предназначены, тормозят развитие сельской кредитной кооперации.
О. Акильева, AgroNews.ru

Новое место статьи