ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 07 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Как остановить рост цен на продукты?

Тема борьбы с ростом цен на продовольственные товары стала не просто модной. В силу приближения значительных для страны политических событий она оказалась вопросом номер один даже для самых высоких сфер руководства России.

Проблему комментирует аналитик зернового и масличного рынка WJ Interargo Владимир Петриченко.
«Причины стремительного подорожания продуктов питания не нужно искать лишь внутри страны, потому что они связаны с ростом мировых цен. Все это прекрасно понимают. Однако в качестве средств «лечения» от болезни высоких цен предлагаются в основном методы таможенно-тарифного регулирования, плюс пристрастные и доскональные проверки предприятий перерабатывающей промышленности контрольными органами.
Конечно, повышение экспортных тарифов и понижение импортных, т.е. дополнительное закрывание одних клапанов и открывание других, порой оказывает весьма эффективное воздействие на развитие отдельных отраслей и экономики в целом. В то же время, эти меры являются весьма грубыми для такого разнопланового сельского хозяйства, какое сложилось в России за последние годы.
Анализируя совсем короткий временной период (5-6 сезонов для сельского хозяйства - небольшой срок), приходится констатировать, что даже временное ужесточение движения сельхозтоваров - введение экспортных пошлин - приводит к длительному отсутствию стимулов для развития производства.
Правда, сейчас следует отметить и подчеркнуть особое внимание и осторожный компетентный подход Минсельхоза России к регулированию на продовольственном рынке. Поэтому, например, параметры и размеры экспортных пошлин на пшеницу и ячмень почти всем зерновым сообществом восприняты не «в штыки», а, наоборот, с пониманием.
Еще хотелось бы отметить очень конструктивную фразу министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева о том, что «лучшее средство в борьбе с высокими ценами и дефицитом продовольствия - это рост внутреннего производства».
На этом пути одним из методов фундаментального порядка могла бы стать отмена налога на добавленную стоимость (НДС) на все продовольственные товары с одновременным введением на них налога с продаж.
Эта новация вовсе не означает механическую замену одной фискальной нормы на другую. Таким образом предлагается перенести налоговую нагрузку с производителей на «распределителей» продуктов питания, т.е. с начального этапа технологической цепочки на ее конечный этап.
Если грамотно ввести размеры налога с продаж и порядок налогообложения, розничные цены для конечного потребителя не изменятся. А вот для сельхозпроизводителей и переработчиков, т.е. непосредственных производителей продуктов питания, снятие налогового бремени будет важным экономическим фактором для расширения производства, а значит, все большего товарного наполнения продовольственного сектора российской экономики.
Разработать такой проект можно в лучшем виде, например, под руководством Экспертного управления Президента РФ.
Но, к сожалению, последние предложения Минсельхоза - о госкорпорации по экспорту зерна и т.д. - лежат в области совершенствования распределительного, а не производственного механизмов. А с распределением чего-либо у государственных структур во все годы советского и постсоветского периода получалось хуже всего…».
Записала Д. Насонова, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи