ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 06 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

«Танец с саблями» для роз и гербер

Начав с теплиц на приусадебном участке, Татьяна Костюкова создала одну из крупнейших в Украине компаний по производству роз и гербер.

Во времена Советского Союза Татьяна Костюкова работала товароведом одного из киевских ресторанов. И увлекалась цветами. «Журнал «Цветоводство» я изучала от корки до корки. Это была моя настольная книга», — рассказывает она.
Постепенно хобби превратилось в бизнес. Костюкова стала выращивать цветы у себя на приусадебном участке и продавать их на рынке. Это был существенный приработок к ее зарплате. «Вся земля возле моего дома была в теплицах, пленочных и стеклянных», — вспоминает она.
В 1986 году после безалкогольной реформы Горбачева советские рестораны остались без заработков. Доходы Татьяны Костюковой на официальной работе резко снизились. Надо было думать, чем заниматься дальше.
В это время в стране появились первые кооперативы. И Костюкова с общепита полностью переключилась на цветы. Создала кооператив. Скупала у украинских цветочных хозяйств цветы и возила на продажу в северные районы СССР — Мурманск, Тюмень. Также продолжала выращивать цветы у себя на приусадебном участке и продавать их на рынке.

Случайные компаньоны с рынка

Как-то в начале 90-х Костюкова торговала своими цветами на рынке. К ней подошли трое ребят и спросили, где она берет такие цветы. Слово за слово — они разговорились. Ребята спросили: не проще ли эти цветы покупать в Голландии, а не выращивать самой.
Костюкова задумалась и уже через несколько дней она решила делать бизнес со своими новыми знакомыми. Так появилась компания «Камелия». «У нас получился такой костяк команды, которым я очень горжусь. Мы до сих пор работаем вместе», — говорит она.
Ее новые партнеры к тому времени уже возили цветы из-за границы, но небольшими партиями. Однако ситуация на цветочном рынке Украины становилась все плачевней, производство цветов резко сокращалось — рынок пустел. «Тепличные хозяйства приходили в такой упадок, что выращивать там уже было нечего и никто не хотел этим заниматься», — рассказывает Костюкова.
Когда стоимость розы в Украине дошла до 10 долларов за штуку, предприниматели поняли, что нужно увеличивать импорт и спасать ситуацию. Сначала возили цветы из Голландии. «Но голландский ассортимент был европейским, сдержанным. Украинский покупатель хотел разнообразия и яркости: большего размера бутонов, яркую окраску цветка — побольше красного, оранжевого», — объясняет Костюкова.
Кроме того, появилась конкуренция, которая подстегивала появление новых продуктов.
И «Камелия» стала возить цветы из Эквадора, Колумбии, Израиля, Испании — традиционные розы, гвоздики — постепенно добавляя экзотику.
«О существовании многих цветов украинцы даже не подозревали, — вспоминает Костюкова. — Когда мы привезли из Голландии в Украину первые орхидеи, покупатели их называли гладиолусами. Люди не запоминали названия тропических растений, но им это было интересно».
К 2000 году «Камелия» стала крупнейшими в Украине импортеров цветов.

Тренировка в старых теплицях

1999-2000 годы были самыми тяжелыми для производителей цветов. «Нас душили безумно высокие таможенные пошлины. Мы повышали цены и при этом сокращали объемы продаж. И думали, что же делать дальше», — объясняет Татьяна Костюкова.
Она размышляла: ведь в Украине когда-то процветало производство цветов, целыми фурами их возили на продажу в Москву. Что мешает сделать это сейчас? Так, подумав на досуге, она предложила своим партнерам попробовать самим выращивать цветы.
Предприниматели взяли в аренду старые теплицы в Княжичах. «Год учились — без всяких технологий, по наитию, — пока не поняли, что технологии — это великая вещь», — вспоминает Костюкова.
Через год решили заняться производством роз серьезно. Выкупили старый тепличный комбинат в Княжичах. Арендовали два гектара земли. «Чтобы иметь экономическую выгоду в этом бизнесе, нужно начинать с трех гектаров. Минимум — с одного», — объясняет Костюкова.
В Голландии купили оборудование и технологии. Попросили своих голландских партнеров, у которых закупали цветы, о поддержке. «Хороших агрономов в Украине до сих пор нет. Мы попросились к голландцам на обслуживание. И продолжаем консультироваться с ними до сих пор. Каждый день общаемся с ними по интернету, они два раза в месяц приезжают к нам, в Украину», — объясняет Костюкова.
В свою очередь отправляли молодых специалистов, выпускников сельхозвузов, на стажировку в Голландию на две-три недели.

Выбросить выращенный цветок сложнее, чем импортный

Сегодня цветочное хозяйство «Камелии» занимает почти 9 гектаров. Сначала делали ставку только на розу. Теперь кроме розы Татьяна Костюкова выращивает и герберу. Постепенно в ассортимент добавились альстромерия, эустома, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, рассада однолетних уличных растений, многолетние травы.
Когда появилось производство, импорт цветов «Камелия» стала сокращать. Сегодня в бизнесе компании 50% составляет импорт, 50% — собственное производство. Свою долю в цветочном импорте Украины Татьяна Костюкова оценивает в 30%, в производстве розы — 40%. «Конечно, легче импортировать, — объясняет она. — Чтобы вырастить цветок, в него нужно вложить душу и силы — и его выбрасывать трудно. А без этого в цветочном бизнесе не бывает».
Тем не менее, доля импорта в бизнесе «Камелии» продолжит сокращаться. Так, розу компания уже практически не возит — только из Колумбии и Эквадора, с большим бутоном, как любит украинский потребитель. «Я уже наигралась с импортом, — говорит Татьяна Костюкова. — Мне надоели эти законы и обещания правительства упростить процедуру растаможки. Мне лучше самой все выращивать».

Цветочный бизнес невероятно капризен

Расширять производство, утверждает она, компания планирует постоянно. Но проблема в том, что цветочный рынок непредсказуем — мода на цветы и количество их потребления постоянно меняется. «Все новинки я тестирую на покупателях. Завожу и смотрю, как активно их берет покупатель. Но и этот критерий относительный, — рассказывает Татьяна Костюкова. — Например, год назад мы тестировали два сорта. Они были идеальными, покупатель их хотел. Мы засадили эти цветы. Но мода быстро поменялась. Когда они зацвели, покупатель переключился на другие сорта. Мы вынуждены были все их выбросить и засадить теплицы другими сортами».

Украинцы не хотят быть садовниками

Кроме того, рынок испытывает дефицит рабочей силы. «Не хотят молодые люди работать садовниками и садоводами. Хотя зарплата у наших тепличниц, например, около 500 долларов. И технологии не те, что раньше, в советские времена. Цветы уже не доверяют выращивать теткам в резиновых сапогах. Все автоматизировано. В теплицах нужно только листочки срезать руками и поправлять их, а все остальное делает компьютер: кормит, контролирует температуру», — объясняет Татьяна Костюкова.
Цветам в теплицах «Камелии» даже музыка играет. Утром — «Танец с саблями» Хачатуряна, «Вальс цветов» Чайковского. В обед — Шопен и симфонии Баха. Вечером — украинские народные песни и отечественная эстрада.
«Цветочный бизнес в Украине не освоен, — утверждает Татьяна Костюкова. — Места на этом рынке много. Но в цветах нужно работать 24 часа в сутки. Ведь они — живые существа».
В. Ткаченко, delo.ua

Новое место статьи