ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Президент новый. Чего ожидать аграрникам

Итак, сегодня страна проснулась с новым Гарантом Конституции.Имя победителя в голосовании ни для кого сюрпризом не стало. Несмотря на странно тихую предвыборную кампанию, подавляющему большинству россиян было понятно, что второго тура не предусмотрено, и Дмитрий Медведев при подсчете голосов будет далеко впереди других претендентов на высшую государственную должность.

Оставим политологам возможность детального изучения национального выборного процесса. Для аграрников, как всегда, главное – чего в ближайшее время ожидать нашему сельскому хозяйству и вообще - российской деревне.
Будущий наш премьер-министр, то есть бывший Президент России Владимир Путин, придя к своей прежней должности, об аграрной сфере имел представление довольно слабое. Это уже на втором сроке его управления страной, когда были расчищены оставшиеся ему в наследие завалы, на взгляд власти, самых главных проблем, внимание Путина было привлечено к аграрному вопросу.
Отсюда и приоритетный национальный проект «Развитие АПК», и начало некоторой поддержки сельскохозяйственной экономики.
Почему - «некоторой»?
Ну, во-первых, потому что помощь была не велика по размерам.
Во-вторых, она совершенно не соответствовала ожиданиям крестьян, которые в большинстве своем еще и посейчас ожидают небесной манны в виде прямых бюджетных субсидий и субвенций, да и вообще – значительного улучшения деревенской жизни.
В-третьих, коррупционные процессы, о всесилии которых напрямую говорят в самых высших эшелонах власти, привели к созданию весьма привилегированной касты получателей льготных кредитов, попасть в которую стоит, порой, очень немалых усилий и… денег.
В-четвертых, процесс оформления льготных кредитов был донельзя забюрокрачен, поскольку законы, его регулирующие были составлены не аграрниками-профессионалами, а депутатами, которые зачастую тяжелее карандаша в руках ничего не держали.
Никто не подумал также, а куда девать произведенную нашей деревней продукцию, как усмирить перекупщиков и торговые сети.
Можно приводить здесь и «в-пятых, в-шестых, в-десятых». И часто эти критические замечания будут взятыми из жизни.
Но есть очень существенные факты, которые перекрывают всю критику с лихвой.
Мало кто из крестьян вчитывался в те контрольные показатели, которые были заложены в результаты реализации проекта. То есть его составители и руководители, - и тут-то мы и выходим на фигуру нового Президента России, - отдавали себе отчет, что приоритетный аграрный проект скорее – пилотный. При всех контрольных цифрах, государственной важности его главная цель – все же проверить, сработают ли в нашей стране рыночные меры государственной поддержки, которые давно вошли в повседневную практику развитых западных аграрных экономик.
И как в том мультфильме: «Заработало!..»
Наш крестьянин за малую толику общественного и государственного, почти морального только внимания вдруг начинает приращивать производство, внедрять новые технологии, активно предлагать отечественный продукт. Поэтому, когда проект «Развитие АПК» разросся в пятилетнюю Государственную программу, бюджетное финансирование аграрной сферы было существенно увеличено. При этом во внимание теперь принимается не только экономическая сторона сельскохозяйственного дела. Некоторая часть средств гарантированно должна отпускаться на решение острейших социальных проблем деревенской жизни.
Наш новый Президент, конкретно занимавшийся в своей прежней должности реализацией аграрного национального проекта, многое понял из реальной нашей сегодняшней сельской практики.
В подтверждение приведем обширную цитату из его отчетного доклада на состоявшемся на прошлой неделе итоговом заседании президентского Совета по национальным проектам.
«Нашим долгосрочным приоритетом должно стать и комплексное развитие сельских территорий, - заявил Дмитрий Медведев. - Имею в виду как реализацию уникального аграрного потенциала России, так и повышение качества жизни сельского населения, прежде всего за счет развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест, роста доходов и эффективности хозяйств. Решению этих задач призвана содействовать уже принятая государственная программа. Финансирование ее мероприятий из федерального и регионального уровня превысит, давайте вдумаемся, один триллион рублей (это государственные средства), не менее чем 500 миллиардов рублей поступят в отрасль в виде прямых частных инвестиций – итого не меньше чем полтора триллиона рублей.
Мы планируем работать над повышением эффективности использования сельхозземель, основного ресурса АПК. Здесь главным считаю появление эффективного собственника на каждом земельном участке. Необходимо окончательно урегулировать все вопросы, связанные с полноценным оборотом земель сельхозназначения, включая финансовую и организационную поддержку регионам для упорядочения права собственности на сельхозземли.
Отмечу, что уже в ближайшие годы должны возрасти темпы технического перевооружения отрасли. В сельское хозяйство будет поступать более производительная и ресурсосберегающая техника. Надо также продолжить работу над качеством сельской жизни: современные школы, ФАПы [фельдшерско-акушерские пункты], клубы – все это неотъемлемая часть жизни на селе, и этим мы тоже обязаны заниматься.
И, наконец, несколько слов о газификации страны. Доступность газа – это совершенно другое качество жизни, один из неотъемлемых признаков благополучия. Сегодня уровень газификации составляет порядка 60 процентов, в 2008 году газ придет еще более чем в 400 населенных пунктов. Уже в обозримой перспективе предстоит полностью газифицировать все территории, но, естественно, там, где это технически осуществимо и в этом есть потребность. Для страны это важнейшая социальная задача», - сказал новый российский Президент.
Таким образом, мы видим, что представление Дмитрия Медведева о том, в чем сегодня нуждается российская деревня, вполне реалистичны.
Конкретная же реализация этих грандиозных задач, естественно, ляжет на плечи Правительства. Как было не раз заявлено, его должен возглавить Владимир Путин. Только сегодня, в отличие от того времени, когда он только пришел во власть, будущий глава кабинета имеет и опыт в решении деревенских проблем, и финансовые средства, заложенные в федеральном бюджете сразу на пять лет, и немалый административный ресурс. Так что с точки зрения организационной поступательное движение в развитии отечественного сельского хозяйства представляется вполне предсказуемым. Во всяком случае, сегодняшний тандем Президент – премьер-министр гораздо ближе к деревне, чем это было восемь лет назад.
Конечно, скептики заметят, что заложенных на поддержку денег все равно мало. И в чем-то будут правы.
Но им можно возразить, прибегая к примерам из практики реализации того же проекта «Развитие АПК». Далеко не все руководители и сельские предприниматели в субъектах федерации оказались готовыми к тому, чтобы оперативно освоить выделенные на их регионы средства. Так что неиспользованные бюджетные деньги пришлось не единожды перераспределять в пользу передовых областей и республик.
Бюрократия, отсутствие рыночных навыков, неотработанность механизмов господдержки также станут тормозить аграрное развитие. Но ведь надо честно сказать, что на Западе все эти проблемы в свое время, лет сто тому назад тоже были очень острыми. А некоторые из них и посейчас в фермерском восприятии полагаются не решенными.
Так что сегодняшнему российскому крестьянину остается, как всегда, засучить рукава и строить свою собственную лучшую жизнь своими руками.
К. Мезенцев, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи