ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Кто больше всех «откусывает» от хлеба?

На XI Всероссийской конференции по хлебопечению, прошедшей в Москве, своей позицией по поводу роста цен на хлеб делились хлебопеки, мукомолы, производители зерна, эксперты и потребители хлебной продукции.

Юрий Кацнельсон, президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), отметил, что «конференция собрала свыше ста участников из многих регионов России, от западной до восточной границ страны».
Он подчеркнул важность проведения конференции для отечественной хлебопекарной отрасли, далее были зачитаны приветствия участникам мероприятия от министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, мэра Москвы Юрия Лужкова и многих других. После торжественной части приступили к обсуждению проблем и перспектив российских хлебопеков.
Ю. Кацнельсон привел некоторые цифры, согласно которым в России насчитывается 13 тыс. 819 хлебопекарных предприятий, на которых занято 297 тыс. человек. Объем производства хлебной продукции в натуральной величине на 1 января 2008 г. составил 7,7 млн т. что в денежном эквиваленте составляет 133 млрд руб. В среднем на 10 тыс. жителей страны приходится 1,3 хлебопекарных предприятия - по сравнению с Европой это низкий показатель. Там, по словам президента РОСПиКа, это 3-4 предприятия.
«Поэтому у нас отсутствует конкурентная среда между производителями хлеба, что нельзя назвать положительным явлением», - отметил Ю. Кацнельсон и рассказал о различиях в структуре цены хлеба между производителями и торговыми сетями.
«Прибыль хлебопека в готовом батоне составляет 3%. О каких кредитах на развитие деятельности можно говорить при таких доходах? Сырье и материалы занимают долю в 39%, аренда помещения - 15%, административная рента - 7,3%, ЖКХ - 10,7%, налоги - 10%. Все в совокупности дает 40%, и повлиять на эту цифру может Государство. Но, к сожалению, не влияет», - констатировал президент РОСПиКа и добавил, что разговоры о том, «что в цене хлеба цена зерна занимает до 20% - это лукавство».
«Изменение цены муки в цене хлеба колеблется от 1 до 3%, и принципиально важно отметить, что цена муки сильно не влияет на итоговую стоимость хлеба. При этом в России одни из самых низких цен на муку», - сказал Ю. Кацнельсон.
По его мнению, на цену хлеба наибольшим образом влияет наценка торговой сети, и привел пример структуры розничной цены хлебобулочного изделия с учетом такой наценки. Прибыль производителя здесь также составила 3%, его затраты - 67%, а 30% составила выручка торговой сети.
«Такая прибыль сети прописана в договорах. Хотя должна быть, как во всем цивилизованном мире, в кармане производителя. Для этого он должен сам производить и продавать хлеб», - считает Ю. Кацнельсон.
Помимо этого, по его словам, за прошлый год услуги на электричество выросли на 47%. «Вот вклад государства в цену хлеба, - подчеркнул президент РОСПиКа, - а в американском штате Канзас, например, действует соглашение, согласно которому цена на энергоносители не должна превышать 1,5% в стоимости хлеба. При превышении этого показателя работодатель вправе увольнять сотрудников для снижения себестоимости хлеба».
Как считает президент РОСПиКа, для уменьшения роста цен участникам хлебного рынка необходимо сообща решать все обозначенные вопросы.
Большие надежды при этом Ю. Кацнельсон возлагает, в том числе, и на МЭРТ, представитель которого впервые присутствовал на конференции.
По словам Надежды Кузнецовой, заместителя руководителя Департамента госрегулирования внутренней торговли МЭРТ РФ, «торговля в России - один из наиболее развивающихся секторов экономики. В 2007 г. общий оборот торговли в России составил 11 трлн руб, но из них оборот хлеба и хлебобулочных изделий составил только чуть более 2% в розничной торговле».
«Моя позиция в отношении структуры цены хлеба различна с позицией Юрия Кацнельсона - я считаю, что цена на хлеб в первую очередь зависит от цены сырья. По моим расчетам, тенденция к росту цены на зерно будет сохраняться. Кроме того, на мировой рост цен на хлеб оказывает влияние рост доходов развивающихся стран, снижение переходящих запасов зерна, спекуляция на рынке. Растут индексы потребительских цен, растут цены на муку. Поэтому считаю, что не во всех случаях роста цен на хлеб виновата торговля», - отметила она.
Как сказала Н. Кузнецова, «проведенные экономические анализы цен в субъектах РФ подтверждают это - торговая наценка, судя по накладным магазинов, не превышает 10-13%».
«Цены растут во всех посреднических звеньях - это и повышение стоимости транспорта, и удобрений, и ЖКХ, и т. п. В структуре затрат на производство хлеба из пшеничной муки 83% - это отпускная цена предприятия с учетом налогов. Оборот розничной торговли, то есть прибыль торговли, составляет 4,8%» - добавила специалист.
Что касается с вмешательством государства в ценовую политику, то Н. Кузнецова подтвердила уже не раз высказанную МЭРТом мысль о неэффективности, на взгляд ведомства, введения фиксированной торговой наценки.
«Практика регулирования государством цен на хлеб бывает весьма эффективной - например, в Бельгии существует фиксированная цена на отдельные сорта хлеба, но о торговой наценке не идет никакой речи», - подчеркнула Н. Кузнецова. По ее мнению, в российской рыночной экономике нет серьезных очагов регулирования цен на товары.
«В прошлом году было подписано по инициативе крупных сетевых компаний соглашение о «замораживание цен» на отдельные виды товаров, в том числе и хлеб. Понятно, что сетевики не будут работать себе в убыток - разницу в цене они возместят, продавая другие, более дорогие товары. В какой-то степени эта мера помогла, но вскоре срок соглашения истекает, и трудно пока что-то сказать, к чему это приведет», - отметила специалист.
Ситуация с «наступлением» сетевых компаний на мелкого производителя, по мнению Н. Кузнецовой, не всегда соответствует действительности. «Торговые сети еще «не перешли» за Урал, и пока занимают 8% от доли всех торговых организаций России. Но они намерены расширять свою деятельность, у них свои интересы. А у товаропроизводителей - свои, и они, в свою очередь, хотят ограничить влияние сетей на рынок.
Для входа в торговую сеть обычному производителю надо выполнить 27 пунктов договора, оговаривающих и качество товара, и сроки поставки, и объемы, и т. д. Для большинства это затруднительно. Это одна из причин, из-за которой торговые сети предпочитают работать с крупными поставщиками продукции», - сказала она.
Н. Кузнецова затронула и «Закон о торговле», введение которого должно состояться совсем скоро. «В вопросе о ценообразовании при разработке закона была задумка целесообразности статьи о регулировании цен, но это не устраивало представителей бизнес-сообществ, и статью отменили.
Предполагается, что в разрабатываемом законе Правительство РФ только в особых положениях, например, при ЧС или военном положении, своим постановлением может регулировать цены», - сказала Н. Кузнецова.
По словам региональных хлебопеков, приехавших на конференцию, рост цен на ресурсы для хлебопекарной отрасли сильно затронул их деятельность, впрочем, как и введение региональными властями категории «социального» хлеба.
В беседе с корреспондентом «Крестьянских Ведомостей» представитель потребительского кооператива Свердловской области, занимающегося выпечкой хлеба, рассказал о случаях, когда власти вводили категорию «социального» хлеба для всей линейки продукции, что отрицательным образом сказывается на деятельности хлебопека. Он добавил, что виноватым в возникшей ситуации с ростом цен считает государство.
На мероприятие было высказано еще много мнений по поводу возникшей ситуации и способов ее регулирования. Хлебный рынок - экономически сложная модель, и, как подчеркивали участники конференции, к анализу такого рынка надо подходить серьезно и неторопливо. Как таковой мониторинг цен звеньев «хлебной» цепочки сегодня не ведется, но в ближайшее время вполне возможен. Тогда можно будет на цифрах иметь представление, кто из участников рынка «кусает» больше остальных. А то сейчас хлебопеки взваливают вину на мукомолов, мукомолы на зерновиков, зерновики еще на кого-то…
А потребитель - на всех вместе взятых.
О. Акильева, "Крестьянские ведомости", www.agronews.ru

Новое место статьи