ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Почему растут цены на топливо, и кто умерит аппетиты нефтяников

Hезапланированный рост цен распространился не только на продукты первой необходимости, но и на топливо. Цены на бензин медленно, но верно поползли вверх - по слухам, негласный договор о сдерживании цен на топливо исчерпал себя, а компании готовы наверстать упущенное.

Спрос на топливо растет с каждым днем, а его производство, напротив, падает. В результате, в начале весны кривая цен поползла резко вверх.



Почему растут цены на топливо, и кто умерит аппетиты нефтяников.



Официальная статистика свидетельствует: топливо дорожает день ото дня. По данным Росстата, с 24 по 30 марта рост потребительских цен на бензин ускорился до 0,9%. Цифры, указанные в официальном сообщении Федеральной службы государственной статистики, пугают: с 4 по 11 марта стоимость топлива увеличилась на 0,3%, с 12 по 17 марта - на 0,5%, с 18 по 24 марта - на 0,8%. Владельцы бензоколонок переписали ценники в большинстве регионов, а наибольший рост отмечен в Перми - 4,8%. В Москве цены подросли на 1,6%, а в Санкт-Петербурге - на 0,7%. В переводе на деньги это значит, что АИ-95 теперь стоит в среднем 22 руб. 64 коп., АИ-92 - 21 руб. 10 коп., а дизтопливо - 20 руб. 62 коп/л.



Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо по России (руб/л):



Почему растут цены на топливо, и кто умерит аппетиты нефтяников.



Прогнозы экспертов неутешительны. «Цены на топливо в стране будут только расти. Для этого, к сожалению, есть все предпосылки», - говорят участники топливного рынка. По слухам, в конце прошлого года в правительственных структурах состоялось совещание с участием акул нефтяного бизнеса, на котором был введен мораторий на повышение цен до президентских выборов, аналогичный соглашению торговых сетей о контроле за ценами на социально значимые товары. Сейчас заморозка заканчивается, и компании бросились наверстывать упущенную прибыль.



Ситуацию подогревает сезонное повышение спроса на топливо. Зима была теплой, и в России разворачиваются весенние полевые работы.



Так, в Пензенской области на заправках рост цен на горючее в среднем за 2 суток составил 5%. Бензин АИ-95 вырос в цене до 22 руб. 45 коп. за 1 л, АИ-92 - 21 руб. 70 коп., дизельное топливо - также стоит теперь более 29 руб.



В Томской области солярка подорожает на 10%. Повышение произойдет уже на этой неделе. Об этом сообщили в департамент по социально-экономическому развитию села оптовые продавцы дизельного топлива. Все это значит, что крестьяне в нынешнем году потратят больше на посевную кампанию.



Директор ООО «Вершининское» Хусейн Акаев, каждую посевную и уборочную подсчитывает, что, и на сколько подорожало. Статистика неутешительная. Все, что нужно для нормальной работы поднялось в цене. Это очередной удар по сельхозпроизводителям, говорит Х. Акаев. «Тяжело будет, горючка дорожает с каждым днем, техника дорожает, никто внимания на это не обращает», - говорит Х. Акаев.



«Если анализировать финансовую ситуацию, то на проведение весенне-полевых работа необходимо примерно, на 150 млн руб. больше, нежели год назад», - отмечает начальник областного департамента по социально-экономическому развитию села Владислав Брок. Он согласен с тем, что в нынешнем году крестьянам будет работать тяжелее. Этой весной на 2-3% поднялись в цене семена и удобрения. Примерно на столько же - запчасти. Солярка вообще побила рекорды, она будет стоить на 10% больше. Но с ростом цен на горючее региональные власти поделать ничего не могут.



Раньше белый дом договаривался с ЮКОСом о льготной продаже бензина и солярки. Теперь - нефтяники навстречу не идут. А замораживать цены на бензин, также как на продукты, это, по мнению областных чиновников, не выход.



«На уровне правительства эти вопросы решать не только возможно, но и необходимо, а на уровне области - это бесполезно», - замечает В. Брок.



Ранним утром на АЗС Кузбасса сменились ценники. Теперь АИ-92 стоит 20 руб. 20 коп., он подорожал на 30 коп. за 1 л. АИ-96 и АИ-98 подросли в цене еще больше - на 60 коп. Взлетели цены и на дизельное топливо.



В Благовещенске также подорожал бензин. На некоторых АЗС 1 л топлива марки АИ-95 теперь стоит 26 руб. За 1 л дизельного топлива автомобилистам придется выложить 24 руб., а за АИ-76 - 21 руб. Такое повышение представители нефтяных компаний объясняют ростом цен у поставщиков.



Кроме этого, с 1 апреля по приказу Федеральной службы по тарифам выросла стоимость перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. На разные типы перевозок тариф в среднем повысился почти на 1,5%. К примеру, если еще неделю назад себестоимость 1 л дизельного топлива составляла 19 руб. 50 коп., то сегодня она - 22 руб., пояснили в одной из амурских представительств нефтяных компаний.



Некоторые фирмы еще сдерживают розничные цены, но когда закончатся старые запасы, бензин подорожает на всех автозаправочных станциях.



На автозаправочных станциях Владивостока в среду резко подорожал бензин, рост цен составил от 1,5 до 3 рублей. Стоимость бензина марки АИ-95 за сутки выросла с 25 руб. 49 коп. до 26 руб. 99 коп. 1 литр бензина марки АИ-92 во вторник стоил 24 руб. 30 коп., в среду цена составила 25 руб. 99 коп.



«Рост цен на автомобильное топливо связан с общей тенденцией подорожания на этом рынке», - отметил представитель топливной компании «Приморнефтепродукт».



Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 31.03.2008 (руб/л):



Почему растут цены на топливо, и кто умерит аппетиты нефтяников.



Автовладельцы Владивостока выражают свое резкое возмущение по поводу происходящего и готовятся к акциям протеста. Так, на форуме одного из популярных автомобильных сайтов они уже договорились о создании инициативной группы и разработке плана активных действий против произвола бензиновых «королей». В числе планируемых акций протеста - распространение листовок с призывами бороться с неконтролируемым ростом цен на топливо, проведение митингов и демонстраций у офисов нефтяных компаний и здания администрации Приморского края.



В Новосибирске водители решили подать в суд на антимонопольную службу, которая не может умерить аппетиты нефтяников.



А вот на Украине аграрии перешли от слов к делу: представители 12 областей потребовали от членов правительства снизить цены на дизтопливо, и пригрозили срывом посевной. 8 апреля возле здания правительства прошла акция протеста «Остановим энергетический прорыв!». Несколько тысяч аграриев приехали с разных регионов страны, что бы высказать свой протест.



Участники акции привезли с собой сельхозтехнику, лошадей. «Коней мы привели как символ того, что село еще живое», - сказал Сергей Литвиненко из Черкасской области.



Несколько десятков протестующих несли с собой пустые канистры для солярки.



Украинские аграрии говорят, что политика правительства осуществляется в интересах крупных сельскохозяйственных корпораций, в то время как малый и средний сельхозпроизводитель обречен на уничтожение. По словам участников акции, не выполнено ни одно из предвыборных обещаний в отношении украинского села.



Отсутствует государственная поддержка, и при нынешнем росте цен аграрии лишены возможности оплатить дорожающее энергоресурсы, удобрения и все, что необходимо для проведения весенне-полевых работ.



Во время акции аграрии передали Юлии Тимошенко открытое письмо с требованиями выполнить предвыборные обещания. В письме к премьеру селяне напомнили о невыполненных предвыборных обещаниях, и в частности о дизтопливе по 3 грн. За то, что теперь оно почти вдвое дороже, просили заправить свою технику за государственные средства. Иначе, может так случится, что Украина останется без хлеба, а село - без селян.



Рост нефтедобычи и переработки в России не поспевает за темпами внутреннего потребления. В результате падает экспорт отдельных видов нефтепродуктов. По данным таможенников, за 2 последних месяца резко снизился экспорт автомобильного бензина, дизтоплива и керосина. Эксперты объясняют этот факт помимо роста внутреннего потребления еще и сезонными колебаниями экспортных поставок.



По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за январь-февраль текущего года экспорт сырой нефти из России в дальнее зарубежье снизился на 3,9% и составил 34,3 млн т. В то же время ровно настолько - на те же 3,9% - вырос и объем экспорта нефтепродуктов. Однако при этом таможенники отмечают резкое сокращение экспортных показателей по отдельным видам топлива. Так, поставки в дальнее зарубежье автомобильного бензина сократились на 34,7%, дизельного топлива - на 11,6%, а керосина и реактивного топлива - сразу на 66,5%.



Эксперты, комментируя последние статистические данные, затруднились дать однозначный ответ, почему и вследствие каких причин произошло такое резкое снижение. С одной стороны, нехватки нефти и нефтепродуктов пока не наблюдается. По данным Минпромэнерго, добыча нефти с газовым конденсатом за январь-февраль 2008 года в России составила чуть более 80 млн т, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,8%, а ее переработка увеличилась на 4,8%. Поэтому первое объяснение, которое приводят аналитики, - рост внутреннего потребления.



Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭК Минпромэнерго также констатирует рост внутреннего потребления. По его предварительным данным, за январь-февраль 2008 года на внутренний рынок с НПЗ нефтяных компаний поставлено 4,77 млн т автомобильного бензина, чуть более 5 млн т дизтоплива, 1,08 млн т авиационного керосина. В процентах к прошлогоднему периоду поставки автомобильного бензина возросли на 4,5%, дизельного топлива - на 4,3%, авиакеросина - на 12,4%.



Как поясняет гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, никаких серьезных предпосылок для снижения экспортных поставок за рубеж с начала 2008 года не наблюдалось. «Никаких дополнительных пошлин на экспорт не вводилось, данных об остановке на ремонт какого-либо из крупных отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) также не было, - недоумевает эксперт. - Поэтому комментировать последние данные сегодня довольно сложно». По его мнению, есть вероятность, что в ожидании сезонного подорожания топлива из-за приближающейся посевной кампании часть российских НПЗ работают, так сказать, на склад. Однако даже этот фактор столь серьезное влияние на сокращение экспорта вряд ли оказывает.



С другой стороны, старший аналитик по нефти и газу компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин предполагает, что отрицательный скачок экспортной статистики может объясняться колебаниями в экспортных поставках, которые довольно неравномерны, если наблюдать по отдельным месяцам. «Проще говоря, крупные экспортеры могли в конце прошлого года их увеличить, а в январе-феврале нынешнего года сократить, - считает эксперт. - Но в любом случае исследуемый период - 2 месяца - срок слишком незначительный, чтобы сегодня делать какие-то далеко идущие выводы».



Нефть незначительно выросла после падения 08.04.2008 на ожиданиях сокращения спроса на топливо в США. Цена майского фьючерсного контракта на нефть марки WTI утром 09.04.2008 поднялась на $0,11 - до $108,61/баррель, накануне цена упала на $0,59.



Одним из факторов, оказавших давление на рынок нефти, стало укрепление курса доллара, выросшего против «корзины» валют в результате крепнущего среди аналитиков и участников рынка убеждения, что замедление экономики в США распространится и на другие страны. Ранее неуклонное ослабление американской валюты оказывало рынку нефти сильную поддержку - инвесторы использовали товарные рынки для защиты от инфляции и падения курса доллара.



Между тем на ключевое место в определении цен на рынке нефти выходит спрос на нее в США. На днях Управление энергетической информации США (EIA) выпустило очередной обзор, в котором отметило, что летом спрос на бензин в стране может понизиться. Согласно прогнозу EIA, в 2008 году снижение потребления жидкого топлива может составить 85 тыс. баррелей в день. Таким образом, на фоне роста цен и замедления экономики потребление бензина в стране может сократиться впервые с 1991 года.



Вместе с тем аналитики EIA полагают, что, несмотря на снижение спроса, на рынке нефти сохранится дефицит. По их мнению, запланированное увеличение объемов добычи внутри и за пределами ОПЕК достигнуто не будет. На этом фоне в EIA повысили прогноз цен на нефть до $100,61/баррель.



В отличие от экспертов EIA, в ОПЕК считают, что рынок нефти снабжается в достаточном объеме. Как заявил генеральный секретарь организации Абдулла аль-Бадри, в настоящее время рынки обеспечены нефтью в изобилии. По его мнению, «высокие цены на нефть обусловлены не ее дефицитом, а, скорее, снижением стоимости доллара, недостаточной мощностью нефтеперерабатывающих заводов и политической напряженностью в мире».



В таком же духе высказался и президент ОПЕК Шакиб Хелиль, который отметил, что поскольку рост цен на «черное золото» не был вызван дефицитом сырой нефти, он не видит необходимости в увеличении ее добычи. «Не произошло ничего, что бы изменило хотя бы мой взгляд на ситуацию, заключающийся в том, что необходимости в увеличении поставок нефти действительно нет», - сказал он.



Согласно прогнозам аналитиков, на неделе, завершившейся 4 апреля, количество нефти в хранилищах страны продолжит увеличиваться (+2,2 млн баррелей), в то время как запасы бензина и дистиллятов вновь упадут.



На днях стало известно, что к крупнейшим нефтяным компаниям США подан коллективный иск, в котором утверждается, что крупнейшие производители бензина США, разбавляя ради экономии свой продукт этаноловым спиртом, «забывают» предупреждать потребителей о побочных эффектах, которые такой бензин несет для техники, хотя сами прекрасно осведомлены о его свойствах. При этом в условиях, когда нефть дорожает, добавляя в бензин до 10% спирта, который к тому же позволяет повысить октановое число бензина, компании неплохо зарабатывают, утверждают истцы.



Нефтяные компании пока никак не отреагировали на иск. На сегодняшний день иск против нефтяников является первым делом такого рода.



Известно, что спирт в бензине, во-первых, понижает его эффективность, так как этанол содержит почти на треть меньше энергии, чем бензин. Во-вторых, высокое содержание этанола в бензине требует использования специальных двигателей.



Популярная в последние годы тема использования биоэтанола до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. И что важнее - до сих пор не ясно, как переключение сельхозпроизводителей на выпуск биоэтанола отразится на рынке продуктов питания и не будет ли вызванный этим рост цен на еду еще более вредным для экономики, чем рост цен на нефть.



По материалам: Росстат, ИНТЕРФАКС, «Независимая газета», ИА «Финмаркет», РИА «Новости», «Quote.ru», Департамент аналитической информации РБК «Кузбасс FM», «Пенза-Пресс», РИА «Дейта.RU», «Neftegaz.RU», ИА «Амур.инфо», «MIGnews.com.ua», «RB.ru»
www.agronews.ru

Новое место статьи