ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 09 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Проблемы и решения инновационного развития экономики России

В соответствии с принятым в марте этого года Решением Совета Государственной Думы 12 мая прошли парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии».

Слушания были организованы Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Слушания вел председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям академик РАН Вячеслав Александрович Черешнев. В числе приглашенных были руководители фракций Государственной Думы, федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, ученые.
Активное участие в подготовке парламентских слушаний принял образованный при Комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Общественный совет по инновационной деятельности и наукоемким технологиям.
Открыл парламентские слушания первый заместитель председателя Государственной Думы О.В.Морозов, который призвал к созданию условий, способствующих скорейшему вхождению России в число 5 наиболее конкурентных экономик мира. Парламент должен помогать инновационному пути развития страны и создавать соответствующие законы.
В слушаниях приняли участие заместитель председателя Государственной Думы В.В.Жириновский, руководитель фракции «Справедливая Россия; Родина/Пенсионеры/Жизнь» Н.В.Левичев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям А.А.Кокошин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству В.А.Головнев, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х.Д.Чеченов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н.Смолин, и.о. статс-секретаря – заместителя Министра образования и науки Ю.П.Сентюрин, председатель научного центра РАН в Черноголовке С.М.Алдошин, генеральный директор ГК «Роснанотех» Л.Б.Меламед, директор ОАО «НИИ молекулярной электроники и завод «Микрон» Г.Я.Красников, вице-президент ТПП РФ В.Б.Исаков, исполнительный вице-президент РСПП А.Г.Свинаренко и другие.
На слушаниях рассматривался большой круг вопросов, основными из которых были:
- Роль наукоемких технологий в повышении конкурентоспособности российской экономики;
- Государственная политика в области развития нанотехнологий и создания наноиндустрии в России;
- Разработка наукоемких технологий и проблема коммерциализации этих исследований в России;
- Законодательная поддержка и экономическое стимулирование создания и внедрения наукоемких технологий.
Тексты основных докладов, прозвучавших на Слушаниях, были заранее отпечатаны и розданы вместе с другими информационными материалами всем участникам слушаний. Докладчики в основном придерживались отпечатанных текстов.
В числе выступавших, тексты докладов которых заранее не опубликовали, были следующие.
В выступлении заместителя Председателя Государственной Думы В.В.Жириновского прозвучало требование значительно увеличить финансирование науки, т.к. темпы роста это финансирования значительно отстают от темпов роста ВВП. Он предложил – ввести санкции против компаний и корпораций, которые на вкладывают деньги в развитие науки и инноваций.
Президент Академии Естественных наук О.Л.Кузнецов напомнил, что по заключению экспертов ООН, в 50-60 годы в мире было две страны с инновационной экономикой – СССР и США. Сейчас один из источников инноваций – отраслевая наука в стране разрушена. В настоящее время пристальное внимание необходимо обратить на развитие технологий жизнеобеспечения и импортозамещения.
С основным докладом по теме парламентских слушаний выступил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям В.К.Осипов, подробный текст которого также представлен в раздаточном материале.
В раздаточных материалах были следующие документы:
Представленная Федеральной службой государственной статистики официальная статистическая информация об инновационной деятельности организаций, относящихся к видам экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, «Об использовании передовых производственных технологий», а также «О торговле технологиями с зарубежными странами». В методических пояснениях к документам даны четкие определения понятий – инновационной активности организации, инновационной деятельности, технологических инноваций, инновационных товаров, работ и услуг, затрат на инновации, передовых и принципиально новых производственных технологий, патентной чистоты. Эти определения являются очень полезными и в деятельности НИИ РАСХН, т.к. до сих пор существует некоторая неопределенность в использовании и толковании этих терминов и определений. Интересно, что удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в указанных областях среди европейских стран, в России составляет 9,4 %, а в производстве пищевых продуктов – 8,8 %. У ближайшей по ранжированию Польше – 26,6 %. Доля сектора наукоемких производств России в мировом наукоемком производстве составляет примерено 1 %, а в США – 33 %.
Большой интерес представил документ «Российская Ассоциация венчурного инвестирования. Аналитическая записка», в которой дается характер и сферы деятельности Ассоциации, а также форма поддержки ее государством. В России намечается тенденция «избытка» свободных средств у российских инвесторов в виду нехватки проектов для инвестирования и высоких рисков.
В Предложениях торгово-промышленной палаты РФ к парламентским слушаниям: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии» указывается, что в ближайшие 10-15 лет размеры мирового рынка высокотехнологичной продукции и услуг могут в 10 раз превысить ценовые объемы топливно-энергетических продуктов. Доля нашей страны в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции сегодня не превышает 0,5 % (США – 36 %, Япония – 30 %, Китай – 6 %). До сих пор в России не приняты законы «Об инновационной деятельности» и «О передаче технологий». ТПП РФ выделила 4 приоритетных направления по решению основных проблем и задач в сфере инновационного развития и повышения научного и интеллектуального потенциала страны. Подчеркивается, что в стране не решена проблема субсидирования НИОКР, хотя очевидно, что невозможно добиться успеха в инновационной области без серьезной поддержки науки. В качестве одной из таких поддержек Палата предлагает освободить от уплаты земельного налога организации высшего образования и научные организации.
Важный, требующий глубокого изучения, аналитический материал к парламентским слушаниям, подготовленный группой членов экспертного Совета по инновационной деятельности и наукоемким технологиям при Комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, представил сопредседатель экспертного совета, заместитель председателя Комитета В.К.Осипов. Материал содержит ряд отдельных документов, содержащих темы дня обсуждения на Слушаниях и предложения к проекту рекомендаций этих парламентских слушаний. Так, в Предложениях Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере изложены основные принципы определения правового обеспечения развития малого инновационного предпринимательства. В особой схеме четко изложены вопросы правового регулирования прав собственности на результаты научных исследований, возникающие здесь проблемы и способы их нормативно-правового регулирования; условия образования новых инновационных предприятий (старт-ап компаний) на уровне государственных исследовательских учреждений и стимулов для их развития.
В материале, представленном членом Президиума РАН академиком С.М.Алдошиным, подчеркивается значимость факта вхождения в число важнейших элементов Национальной инновационной системы (НИС) государственного сектора науки как главного генератора отечественных инноваций. Этот сектор представляют научные организации РАН, отраслевые академии наук, Государственные научные центры и учреждения высшей школы. Необходимо законодательно оформить конкретные механизмы и процедуры вовлечения учреждений государственного сектора науки в инновационные процессы, в т.ч. регламентацию процедур передачи разработанных технологий в экономику страны. Нуждается в совершенствовании существующая система финансирования науки, когда фундаментальные исследования финансируются по разделу «Общегосударственные вопросы», а прикладные исследования – по разделу «национальная экономика». Поэтому разрывается между ними связь уже на стадии финансирования проектов. До сих пор четко не определены экономически эффективные механизмы коммерциализации патентов и лицензий, мотивации участия в инновационной деятельности организации и научных сотрудников, учреждения государственными научными и учебными организациями малых инновационных предприятий.
В материале директора Государственного центра правовой и экономической экспертизы в научно-технической сфере профессора Е.А.Наумова дана характеристика состояния и основных направлений совершенствования законодательства в сфере инновационной деятельности. Обращено внимание на необходимость определить в принятом Законе «О науке и государственной научно-технической политике» цели закона и предмет правового регулирования, правовое положение ученого и научного работника, предусмотреть нормы, регулирующие полномочия органов законодательной и исполнительной государственной власти, обеспечивающих государственную политику в научно-технической сфере. Большой интерес представляет полный список законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере научно-технической деятельности в государстве и отдельных субъектах федерации, глоссарий и перечень восьми необходимых для разработки и принятия законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере научно-технической инновационной деятельности.
В предложениях генерального директора ФГУП ВНИИКМ А.В.Путилова были сформулированы основные направления развития инновационного законодательства по трем временным периодам: 2008-2010, 2011-2015 и 2015-2025 гг. Они включают расширение прав использования интеллектуальной собственности ВУЗам и НИИ; создание возможности для ВУЗов, НИИ и других организаций этой сферы участвовать в организации и руководстве малых предприятий, разрешение корпорациям представлять безналоговые гранты физическим лицам для развития работ в области высоких технологий. В целях стимулирования развития науки и инновационной деятельности предлагается принять ряд законопроектов, в т.ч. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий»; «О фондах поддержки науки и инноваций», «О передаче технологий». Конкретно прокомментирована необходимость принятия этих законов.
Важные предложения по повышению эффективности деятельности технико-внедренческих особых экономических зон внес начальник Управления МЭРТ РФ Г.А.Сарычев. В них подчеркивалась необходимость развить в этих зонах социальную инфраструктуру, создать систему поддержки резидентов особых экономических зон, привлечь государственные корпорации к строительству и эксплуатации объектов в сфере передовых отраслей науки, техники и технологий; разрешить резидентам производить инновационную высокотехнологическую продукцию, разработанную в зонах.
В предложениях, озвученных зам. председателя Правительства Республики Мордовия В.А.Нечаевым, внимание было обращено на то, что без развития инновационной деятельности в регионах невозможно развитие российской инновационной системы в целом. Необходимо оказание государственной поддержки частным инвесторам, финансирующим региональные научно-исследовательские и инновационные проекты. При этом особое внимание следует уделить инвестиционным компаниям. Он считает целесообразным принять федеральный закон в сфере развития электронной коммерции и электронной торговли. В согласии с другими докладчиками В.А.Нечаев обратил внимание на отсутствие эффективного кадрового обеспечения инновационной деятельности и ее недостаточное современное научное обеспечение и сопровождение перспективных инновационных проектов.
В ряде материалов, представленных на Слушаниях, предлагалось интенсифицировать использование инновационного потенциала наукоградов. Директор НП «Союз развития наукоградов России» М.М.Кузнецов показал, что наукограды при рациональном государственном участии располагают возможностями опережающего развития за счет активизации инновационной деятельности и увеличения выпуска наукоемкой продукции. Наукограды являются эффективными «точками роста» инновационной экономики России. Однако в законодательстве субъектов Российской Федерации не обеспечено правовое регулирование статуса наукограда. Сложности создает то обстоятельство, что часть наукоградов имеет статус наукоградов Российской Федерации, другая часть – статус закрытых административно-территориальных образований. Было предложено внести ряд изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации»и Правительству рассмотреть вопрос о создании на территориях наукоградов особых экономических зон технико-внедренческого типа.
Сведения о развитии нанотехнологий в вузах Рособразования представил заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Е.А.Князев. В рамках одного из направлений формирования в стране наноиндустрии определено создание в ближайшие 10-15 лет надотраслевой научно-образовательной и производственной среды. Для достижения этой цели необходимо создание инфраструктуры наноиндустрии, формирование системы подготовки и переподготовки кадров для проведения исследований и разработок в области наноиндустрии, создание системы содействия продвижению продукции наноиндустрии на внутренний и внешний рынок и условий для роста негосударственных инвестиций в развитие наноиндустрии. Для обеспечения образовательного процесса по направлению «Нанотехнология» разработаны и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы по подготовке бакалавров, магистров и специалистов в рамках направления «Нанотехнология». В настоящее время их будут готовить 27 ВУЗов России. Из представленного большого перечня направлений фундаментальных исследований в области наноиндустрии для биологической, в т.ч. и сельскохозяйственной науки представляют интерес исследования: матричный синтез, сборка, самосборка и молекулярное узнавание веществ в условиях органической и неорганической природы; нанокомпозиционные материалы, обладающие «интеллектуальными» свойствами, включая адаптивность и память; биологически активные наночастицы для наноизбирательной биомаркировки, диагностики, фармакотерапии и генной инженерии; высокочувствительные медико-биологические методы и средства анализа наноразмерных объектов в условиях биосред. Для успешного осуществления исследований обязательно формирование устойчивого государственного заказа на подготовку кадров различной квалификации с учетом перспектив рынка товаров и услуг наноиндустрии и создание системы эффективного привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий, ориентированных на развитие отечественных нанотехнологий.
Председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х.Д.Чеченов представил конкретные рекомендации Федеральному Собранию РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки РФ, Министерству финансов РФ, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по подготовке и принятию специального закона, законопроектов и пакета нормативно-правовых актов, а также ряда административных решений, регламентирующих проведение мероприятий по стимулированию инновационной деятельности в стране. В частности, рекомендуется разработать и принять законы «Об инновационной деятельноти», «О передаче технологий», «О государственном секторе науки». В числе других важными были рекомендации:
- при планировании федерального бюджета учитывать, что для организаций, составляющих инфраструктуру инновационной системы, необходимо осуществлять планирование на срок, больший, чем их возможный выход на окупаемость;
- сформировать региональные приоритетные направления внедрения инновационных проектов, перечни приоритетных инновационных проектов регионального значения, реализация которых имеет значение для экономического и социального развития региона.
В «Рекомендациях» отмечено, что к 2010 г. ассигнования на гражданскую науку предполагается довести до 173,7 млрд. руб., что в 5 раз больше, чем в 2002 г. Однако динамика роста затрат на науку отстает от роста ВВП и доля затрат в ВВП даже сокращается (1,07 % в 2005 г. и 1,05 % в 2007 г.). Недостаточная связь фундаментальной и прикладной науки в России с экономикой, неразвитость механизмов коммерциализации результатов научных исследований не позволяют в необходимой мере использовать научные достижения для удовлетворения потребностей экономики и общества. Инициативы руководства страны по переходу к инновационному сценарию экономического развития недостаточно поддержаны на законодательном уровне.
Подчеркнуто, что особые перспективы с точки зрения приоритетов инновационного развития имеет деятельность Российской венчурной компании (ОАО «РВК»). Сейчас с участием ОАО «РВК» сформировано 2 венчурных фонда, в 2008 г. планируется профинансировать еще 10 фондов. В совокупности эти фонды должны обеспечить венчурным капиталом до 200 новых инновационных компаний и станут косвенным катализатором создания еще порядка 1000 компаний. Комитет считает необходимым в среднесрочной перспективе добиться повышения внутренних затрат на науку и исследования до 2-3 % ВВП, что приблизит страну по этому показателю к странам - лидерам технологического прогресса.
Особый интерес в раздаточных материалах представила информационная подборка наименований документов из информационно-библиографических ресурсов Парламентской библиотеки. Подборка включает: Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, Нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также наименования книг, авторефератов диссертации, статей из журналов, сборников и центральных газет и неопубликованных материалов по теме Парламентских слушаний: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии». Библиография включает полные тексты опубликованных статей председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям академика РАН В.В.Черешнева; председателя Комиссии по устойчивому развитию государства Комитета академика РАН М.Ч.Залиханова; первого заместителя Председателя Комитета академика РАН А.А.Кокошина; вице-президента РАН академика Ж.И.Алферова, член-корреспондента РАН Р.Гринберга, в которых не только строго научно, но и интересно освещен ряд актуальных проблем современного состояния российской экономики.
В статье академика РАН М.Ч.Залиханова «Резервы нашего роста», он обращает внимание на то, что необходимы новые технологии, способствующие наполнению внутреннего рынка дешевыми и качественными продуктами питания и лекарствами отечественного производства. К сожалению, в ФЗ РФ № 264 «О развитии сельского хозяйства» недостаточное внимание уделено законодательному обеспечению сельскохозяйственной науки и подготовки кадров. В инновационном развитии страны большую роль должна играть наука, финансировать которую необходимо не по законам рынка, а по законам государства, которое заинтересовано в своем развитии. Государство должно создать действенные преференции для развития малого и среднего бизнеса, т.к. именно в их структурах чаще всего рождаются инновационные разработки.
Приведенные вслед за статьями статистические материалы Росстата по науке и технологиям хорошо иллюстрируют эти статьи. Интересно, что единственно по виду экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, Россия только импортирует зарубежные технологии (в 2006 г. в соответствии с 1675 технологиями на сумму 57,5 млрд. руб.).
Приведенные в завершающей части библиографии результаты опроса общественного мнения на тему «Инновации: спасут ли они Россию?» показали, что 62% считают, что инновации – это необходимое условие будущего процветания России.
В Рекомендациях парламентских слушаний обобщены все наиболее важные концептуальные и практические предложения по стратегии и тактике перехода России к инновационному пути экономического развития. В вводной части Рекомендации приведены 10 основных положений, которые должны способствовать успешному осуществлению этого перехода. В них важное внимание уделено необходимости увеличения вклада науки и инноваций в прирост ВВП, формированию инфраструктуры национальной инновационной системы и ее законодательному регулированию, а также активизации малого и среднего инновационного предпринимательства.
Для реализации инновационного развития экономики Российской Федерации даны отдельные рекомендации: Федеральному Собранию Российской Федерации; Правительству Российской Федерации с участием научного и делового сообществ и Органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В них предлагается принять ряд новых законов и внести изменения в существующие законы, уточняющие и конкретизирующие правовые нормы в отношении статуса государственного научного центра, льгот государственным академиям, научным организациям и государственным учреждениям профессионального образования, прав этим организациям учреждать малые инновационные предприятия с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности, восстановления государственной аккредитации научных организаций, порядка управления объектами интеллектуальной собственности. Предлагается также формировать приоритетные направления инновационного развития регионов и создание в регионах нормативно-правовой базы для расширения практики паритетного (50% федеральный центр – 5% субъект Российской Федерации) финансирования региональных научных и инновационных проектов.
В общем, во многих выступлениях прозвучала озабоченность тем, что ускоренное развитие демонстрирует только венчурная деятельность, охватывающая малые инновационные предприятия с законченными НИОКР и налаженными выпуском и реализацией готовой продукции. Малые инновационные предприятия, имеющие «посевные» проекты, т.е. проекты когда бизнес только формируется, активно ведутся НИОКР, рыночные перспективы создаваемого продукта еще неясны, а риски инвестора максимальны, венчурным финансированием охвачены очень мало. Однако, чтобы в экономике появлялись новые мощные и прибыльные инновационные компании должно быть много «посевных» инновационных предприятий. Если учитывать, что объем финансирования одного «посевного» предприятия составляет 10 млн. руб., но совокупный объем вложений в «посевные» проекты должны составить в России 100 млрд. руб. «Посевным» предприятиям и проектам по программам Роснауки и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также по соответствующим региональным программам может быть выделено около 2,5 млрд. рублей.
В развитых странах сектор «посевных» предприятий и проектов в большой степени финансируется за счет частных инвесторов – бизнес-ангелов. В США ежегодный объем учтенных 40-50 тысяч бизнес-ангельских инвестиций составляет около 50 млрд. долл. По оценкам экспертов, в России потенциальный объем частных бизнес-ангельских инвестиций может составить 25 млрд. руб. Большое значение в развитых странах имеют фонды соинвестирования государственных органов, бизнес-ангелов, венчурных компаний, которые успешно решают проблему нехватки капиталов на стадии зарождения высокотехнологичных компаний.
В России создано Национальное содружество бизнес-ангелов России, которое предлагает сотрудничество в реализации мер, способствующих ускорению инновационного развития России.
Проведенные Парламентские слушания по теме: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии» по важности и широте затронутых вопросов и научно-практической глубине их обсуждения и принятым Рекомендациям представляют значительное явление в деятельности Государственной Думы, позитивные последствия которого будут видны во многих областях жизни государства и будут ускорять инновационные процессы в науке и экономике. Практическая значимость опубликованных к Слушаниям материалов делает весьма желательной их доступность для широкой общественности страны – опубликование в специальном сборнике для массового распространения.
Отдельно следует отметить высокий уровень организации Слушаний.

Глоссарий

Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающие позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом.

Новация (новшество) – результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:
а) новизны, то есть новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками;
б) практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности;
в) экономической эффективности (конкурентоспособности).

Инновационный продукт – результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата.

Инновационный потенциал – совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс совокупность действий (работ), связанных с организацией и осуществлением инновационной деятельности, направленных на разработку новшеств и осуществление нововведений.

Национальная инновационная система – система организационно-правовых, социально-экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией и законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств-участников СНГ условия бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности, а также саморегулирования, на основе добровольного принятия и исполнения стандартов качества и сертификации продукции (услуг).

Инфраструктура национальной инновационной системы (инновационная инфраструктура) – совокупность органов и организаций, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, а также совокупность специализированных инновационных коммерческих, некоммерческих предприятий и организаций, их объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных союзов предпринимателей, обеспечивающих инновационную деятельность.

Инновационная организация – юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность.

Инновационное предприятие – хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее семидесяти процентов) от общего объема производства товаров (услуг).

Государственная (национальная) инновационная политика – часть государственной социально-экономической политики, направленная на разработку и реализацию целей и задач устойчивого развития экономики, создание необходимых условий для сокращения технологических разрывов, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства и национальной безопасности государства.

Инновационная программа – комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций.

Инновационный проект – документ, содержащий правовое, организационное и технико-экономическое обоснование плана мероприятий в области инновационной деятельности, связанный с созданием, освоением производства и распространением инновационной продукции.

Инвестиционный проект – документ, содержащий порядок финансирования инновационной деятельности, установленный в соответствии с техническими регламентами и стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности или в соответствии с иным порядком, принятым государствами-участниками СНГ.

Национальный инновационный проект – утвержденный уполномоченным органом государственной власти комплекс увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям программных и организационных мероприятий, инновационных и инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие объектов национальной инновационной системы, на проведение технологической модернизации производства и структурных преобразований в экономической или социальной сферах, осуществляемых при поддержке и непосредственном участии государства в соответствии со стратегией национальной инновационной политики.

Инновационная активность организации – характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

Уровень инновационной активности организаций – отношение числа организаций, осуществляющих инновации хотя бы одного типа: технологические, организационные или маркетинговые, к общему числу обследуемых за определенный период времени организаций.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

Организации, осуществлявшие технологические инновации - организации, осуществлявшие разработку и внедрение новых или усовершенствованных товаров, работ, услуг, технологических процессов или способов производства (передачи) услуг и иные виды инновационной деятельности.

Инновационные товары, работы, услуги – это товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. По уровню новизны выделяются два вида инновационных товаров, работ, услуг – вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию.

Затраты на инновации – выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе организации (вида деятельности, субъекта, страны).
Объем отгруженных товаров, работ, услуг – стоимость отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций.
Удельный вес объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг обследованных организаций определяется отношением объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг обследованных организаций.

Передовые производственные технологии – технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции.
Принципиально новой – является технология, не имеющая аналогов, отечественных или зарубежных, созданная впервые, обладающая качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня или превосходящими его. Новая технология должна базироваться на крупных пионерских или высоко результативных изобретениях. Соответственно новой в стране является технология, не имеющая отечественных аналогов.

Патентная частота – юридическое свойство объекта (технологии или ее элемента), заключающееся в том, что он может использоваться в стране без нарушения на ее территории прав на промышленную собственность.
О.А. Монастырский, участник Слушаний, заведующий лабораторией Всероссйского НИИ биологической защиты растений, специально для газеты "Защита растений"

Новое место статьи