ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Водоросли для тепловоза

Интервью президента Общества биотехнологов РФ, доктора биологических наук Раифа Василова.

– Когда и с какой целью создано ваше общество?

– Пять лет назад учёные, производственники и бизнесмены решили объединить свои усилия по возрождению в России биотехнологий, которые сегодня играют огромную роль в экономике многих стран мира. За рубежом в связи с резким подорожанием углеводородов всё шире используют современные методы переработки органического сырья для получения альтернативных видов топлива. Там биоэтанолом и биодизелем уже заправляют миллионы автомобилей. А биогаз нашёл применение для выработки электроэнергии и отопления домов. Кроме того, эти технологии дали мощный толчок развитию химической промышленности и фармацевтики.
К сожалению, наша страна пока значительно отстаёт в данной области науки. А ведь было время, когда мы занимали лидирующие позиции в мире по использованию биотехнологий. В 60 – 70-е годы прошлого века наши учёные стали пионерами в области получения и использования биогаза, вырабатываемого методом анаэробного сбраживания отходов. А на нескольких гидролизных заводах освоили производство технического спирта из отходов деревообрабатывающей промышленности. Были и другие интересные разработки. Однако в 90-х годах отрасль оказалась на грани банкротства. Многие предприятия закрылись, а значительная часть учёных уехала работать за границу. И вот сегодня в нашей стране растёт понимание, что рано или поздно запасы углеводородов иссякнут и нужно думать о будущем, возрождая отечественную биоиндустрию.

– С чего вы начали свою работу?

– Прежде всего провели инвентаризацию всего, что сохранилось в отрасли. Установили контакты с уцелевшими НИИ, вузами, предприятиями. Сегодня мы занимаем по объёмам выпускаемой биопродукции место в седьмом десятке, что, конечно, никак не соответствует интеллектуальным и экономическим возможностям государства. Даже по самым оптимистическим прогнозам, в 2010 году Россия будет производить всего 0,25% от общего мирового выпуска этой продукции, оцениваемого в 100 млрд евро.
Чтобы преодолеть отставание, мы разработали программу «Развитие биотехнологии в РФ до 2015 года».
В ходе её реализации можно будет получать продукцию практически во всех отраслях экономики: в энергетике – биоэтанол, биогаз, биодизель; в сельском хозяйстве – кормовой белок, аминокислоты, средства защиты растений и животных; в пищевой промышленности – дрожжи, глюкозные сиропы, спирт; в медицине – антибиотики, гормоны, ферменты, диагностические системы.
Наша организация тесно взаимодействует с Государственной думой и Правительством РФ. Недавно была создана госкорпорация по биотехнологиям, началось восстановление гидролизных заводов, на которых можно будет наладить выпуск биоэтанола. В Кировской области уже открыто подобное предприятие. На очереди строительство ещё нескольких таких заводов, оснащённых самым современным оборудованием.
В 10 различных регионах России сейчас разрабатывают и реализуют собственные программы развития новейших технологий в этой области. Первыми это сделали в Чувашии. С внедрением биотехнологий в городах и сельской местности появятся новые предприятия, что будет способствовать экономическому подъёму регионов, появлению тысяч дополнительных рабочих мест.
По сути дела, в стране внедряется опытная модель формирования и реализации межотраслевой программы на основе государственно-частного партнёрства с целью преодоления кризиса в отрасли.
Но, конечно, без государственной поддержки нам не обойтись. Необходимо законодательно обеспечить налоговые преференции и льготное кредитование предприятиям и организациям, участвующим в создании жизненно важных препаратов для медицины и продукции для сельского хозяйства. В частности, речь идёт о производстве таких уникальных отечественных разработок, как генно-инженерный инсулин, промышленный микробиологический синтез ряда биологически активных веществ, рекомбинатные белки, в том числе для лечения вирусных гепатитов и СПИДа.

– А где конкретно будут построены заводы по производству альтернативного топлива?

– Предприятия по выпуску биоэтанола в ближайшие годы заработают в Омской, Воронежской, Волгоградской областях, Татарстане и Краснодарском крае. Причём решено строить более выгодные с экономической точки зрения современные крупные бионефтехимические комплексы – кластеры. По соседству с биозаводами разместят зерновые хозяйства, молочные и мясные фермы, свиноводческие комплексы, птицефабрики и мясоперерабатывающие предприятия, которые обеспечат их сырьём. Кластеры будут производить не только экологически чистое топливо, но и в качестве побочных продуктов – высококачественные корма для сельского хозяйства. Кроме того, выпускать биопластики и полимеры, аминокислоты, клейковину, крахмал, отруби и глюкозо-фруктовые сиропы. Заводы по производству биодизельного топлива из рапсового масла планируют построить в Калужской, Тюменской и других областях.

– Но ведь сегодня зерно и масличные культуры постоянно дорожают. Насколько выгодно будет в этих условиях делать из них топливо?

– Прежде всего кластеры будут использовать для получения биоэтанола не пищевое зерно, а злаковые культуры низшего сорта. Поскольку производить экологически чистое топливо предполагают на основе глубокой переработки зерновых, позволяющей выпускать целую гамму ценной продукции, то в результате можно получить гораздо большую прибыль, чем просто продавая зерно на экспорт. Кроме того, современная технология позволяет производить биоэтанол и из другого дешёвого материала – продуктов переработки сельскохозяйственного и пищевого сырья, отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Для получения биодизельного топлива за рубежом даже используют микроводоросли, содержащие огромное количество жиров. Их выращивают в искусственных условиях с помощью интенсивного облучения.
Эти растения очень быстро размножаются, что позволяет вырабатывать из них в сотни раз больше масла, чем из традиционных сельскохозяйственных культур. Подобные технологии мы предполагаем в скором будущем использовать и в России.
Кстати, вполне возможно, что в недалёкой перспективе дешёвое биотопливо из водорослей начнут применять в том числе и на железнодорожном транспорте для заправки дизельных локомотивов.
А. Данильянц, gudok.ru

Новое место статьи