ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Биопродукты с пестицидами

Вся правда об органической еде

 

Общеизвестно, что немцы любят поесть, хотя они не столь уж щепетильны в вопросах свежести и не склонны к изыскам сервировки, как, скажем, японцы или французы. Как бы там ни было, в последнее время в Германии заметно вырос интерес к составу и качеству тех или иных продуктов питания, особенно к тому, что на самом деле скрывается за надписями на этикетках, пишет журнал "Эхо планеты".

Всплеск этого интереса во многом вызван деятельностью многочисленных европейских организаций по защите прав потребителей. Их выводы, сделанные на основе анализа немецких продовольственных товаров, зачастую выглядят весьма пугающе. Считавшееся до недавнего времени эталонным качество пищевых продуктов из Германии поставлено под большое сомнение.

Как утверждают эксперты Общества по защите прав потребителей ФРГ, более чем в 60 процентах случаев под упаковкой пищевого продукта оказывается вовсе не то, что на этой упаковке написано, — имитация, подделка, которая почти полностью повторяет вкус и запах оригинала, но обходится производителю на 30—40 процентов дешевле. И занимаются этой неблаговидной деятельностью вполне серьёзные фирмы. Шоколадное печенье Bohlen от Biscuitus Delacre на самом деле наполнено кремом с дешёвым какао-заменителем. Овечий сыр Combi Weiss от Efefirat Feinkost в реальности сделан из обезжиренного коровьего молока и растительных жиров. Оригинальный итальянский соус Pesto от Buitoni (Nestle) — из кешью вместо кедровых орехов и подсолнечного масла вместо оливкового. Ветчина Spalla Cotta состоит из крахмала и желатина, перемешанного с мелко нарубленными кусочками мяса, индюшачий салат марки Du Darfst наполнен цыплячьими обрезками, а развесные креветки Unilever представляют собой прессованную массу из рыбных субпродуктов.

Вполне возможно, что это нелишне будет запомнить и российским потребителям: ведь немецкие продукты активно экспортируются. Что же касается немецких покупателей, то в помощь им Общество по защите прав потребителей ФРГ публикует на своём сайте список из нескольких сотен поддельных продуктов с указанием фирм-производителей.

Подделки на прилавке

"Конъюнктурным давлением" объясняет нашествие фальшивок на продовольственный рынок президент Федерального фермерского союза Герд Зоннляйтнер. "Стремление владельцев магазинов закупать готовые продукты для своих прилавков подешевле провоцирует недобросовестных производителей на имитацию того, что фермеры создавали тщательно, с терпением и любовью", — говорит он. Впрочем, по словам федерального министра сельского хозяйства Ильзе Айгнер, опасности для здоровья потребителей подделки не несут, а являются лишь "продуктами другого, отличного от оригиналов класса". Уточним, ценового класса. Для сравнения: килограмм оригинального овечьего сыра стоит при закупке в среднем десять евро, произведённого из коровьего молока — пять, а сырного имитата — два евро.

Отдельная статья в этом списке — так называемые биопродукты. Германский центр потребительских исследований предупреждает: биопродукты не только не вкуснее обычных, но вовсе и не полезнее для здоровья, как утверждают их производители. Хотя стоят в среднем на 30—50 процентов дороже, чем обычные продукты.

В течение последних восьми лет эксперты протестировали 85 категорий продуктов питания и установили, что так называемые экологически чистые товары ничем не отличаются по качественным характеристикам от традиционных: и среди первых, и среди вторых продукты в практически одинаковом соотношении достойны оценки от "очень хорошо" до "неудовлетворительно". А значит, преимущества био-еды над обыкновенной — не что иное, как миф, выгодный определённым производителям и продавцам.

Бионадувательство

Во всяком случае, именно к такому выводу пришли эксперты независимого центра потребительских исследований Foodwatch, подведя итог восьмилетним — с момента вступления в силу единых норм Евросоюза — наблюдениям на рынке биопродуктов. Они не заметили в них никакого особого отличия от товаров, предлагаемых в обычном супермаркете. Цельное молоко в шести из семи случаев негативной оценки оказывалось биологическим, детское питание, маркированное белым шестиугольником с зелёной окантовкой, соответствовало стандартам всего в 13 процентах случаев, а биорапсовое масло не выдержало никакого сравнения с обычным с точки зрения вкусовых качеств.

Как говорят учёные, какого-то негативного влияния пестицидов, которых по Германии зафиксировано в 16 процентах традиционных продуктов и в 5 процентах био, на состояние здоровья потребителя до сих пор не выявлено.

Согласно директиве Евросоюза 2008 года биометку получает только та продукция, которая произведена без применения химических и азотных удобрений, генных и пищевых добавок, с соблюдением ротации севооборота и отказом от консервации с использованием обработки изотопами. Как выяснилось, миллионы яиц с маркировкой "био" на самом деле были произведены в условиях, этой маркировке не соответствующих.

Согласно формулировке центра потребительских исследований термин "био" означает лишь технологию производства, которая не наносит ущерба окружающей среде, но не говорит о качестве товара.

По данным немецкой социологической службы Emnid, каждый житель Германии в среднем потребляет 210 яиц в год, как в чистом виде, так и в качестве составного компонента макаронных, хлебобулочных и кондитерских изделий. При этом каждый пятый житель ФРГ при возможных альтернативах сознательно выбирает биопродукты, руководствуясь желанием "получить полезную пищу для укрепления здоровья", а также содействовать "низкому загрязнению окружающей среды вредными веществами".

Могила для лягушки

 Неутешительный вывод сделали эксперты центра потребительских исследований после анализа 35 видов сливочного масла, имеющихся в ассортименте немецких торговых сетей: восемь из них получили оценку "неудовлетворительно", а высшей оценки "очень хорошо" не удостоился ни один.

В пяти сортах масла исследователи обнаружили повышенное содержание коли-бактерий, что говорит о несоблюдении правил гигиены на молочных комбинатах.

В чёрном списке Milsani, Milfina, Greenfields и Schrotzberg. Другие сорта, в частности "биологические" Andechser Natur и Bio Werkost, заслужили низшую оценку из-за вкусовых и визуальных погрешностей, а также из-за несоблюдения кислотно-щелочного баланса. Они крошатся при намазывании на хлеб и не соответствуют ярлыку Deutsche Markenbutter, "Настоящее немецкое масло", который присваивается в результате ежемесячного контроля за условиями изготовления. И здесь пресловутая маркировка "био", призванная с помощью экологической пропаганды укрепить в потребительском сознании мысль о качестве продукта вкупе с его повышенной ценой, на самом деле никакой гарантии не даёт.

Не лучше обстоит дело и с качеством мороженого. В каждой третьей порции превышено содержание коли-бактерий и прочих неприятных ингредиентов, которые хоть и не представляют собой непосредственную угрозу для жизни, но, как говорят эксперты из Института надзора за продуктами питания и ветеринарией, могут спровоцировать кишечные и прочие заболевания.
Тревогу забили составители ежегодного отчёта Федерального ведомства по защите прав потребителей и безопасности пищевых продуктов, BVL. Они обнаружили плесень, грибки и обыкновенную бытовую грязь в продовольственных товарах, в том числе и в мороженом.

"Продажа недоброкачественных и испорченных продуктов в Германии, к сожалению, сегодня — реальность", — говорит президент BVL Кристиан Гругель. Недоброкачественными считаются продукты, у которых на этикетках указана неверная информация или не отмечены вредные консерванты. Кстати, действительно испорченных, гнилых и просроченных продуктов, согласно проверке, достаточно много — 4,5 процента.

В ходе выборочного контроля на предприятиях, производящих продукты питания, и в заведениях гастрономии контролёры BVL почти в 70 процентах случаев констатировали нарушение гигиенических норм ЕС. Наибольший фактор риска, как оказалось, представляют собой именно мороженое и содержащие молоко десерты, среди них несъедобными признаны более 30 процентов, свежее рубленое мясо — 20 процентов, пиво, в том числе и экспортное, — 17 процентов и колбасные изделия, в первую очередь предназначенные для вторичной обработки: салями и ветчина, которые используются для приготовления пиццы.

Да что там бактерии! Одна штутгартская покупательница обнаружила в брикетике мороженого... четырёхсантиметровую лягушку, вмёрзшую в ледяное лакомство целиком. Компенсация, выторгованная местным отделом Ведомства по защите прав потребителя, неприлично мала — 100 евро. Столько же получили от супермаркетов две жительницы Берлина, одна из которых нашла целую дохлую мышь в пакетике с солёными палочками, а другая — мышиные лапки с когтями в буханке хлеба.

Всего же, по последним данным экспертов, доля немецких продуктов, в той или иной степени содержащих вредные вещества, приближается к 15 процентам. Их суммарную годовую стоимость специалисты оценивают где-то в размере 700 миллионов евро.

Трапеза по-немецки: что и почем

Как показывают исследования Германского общества по вопросам питания, DGE, немцы тратят на трапезу в среднем 1 час 43 минуты в день, что на 21 минуту больше, чем в середине 1990-х годов. Результаты исследования говорят и о незыблемости "кулинарной границы" между старыми и новыми федеральными землями. При этом сегодня немцы в среднем съедают 150 грамм овощей и фруктов в день — в полтора раза больше, чем 10 лет назад, но всё равно очень мало по сравнению с рекомендованными ВОЗ 450 граммами.

Среднегерманские затраты на еду составляют 11 процентов дохода населения, в то время как итальянцы выкладывают на питание 20 процентов, а французы — 30.

В отличие от многих других стран Европы, самые дешёвые продукты в Германии не на рынках, а в сетевых супермаркетах. Последних здесь великое множество: практически в любом городе и в любом районе есть магазины шаговой доступности. Низкие цены в них объясняются высокой конкуренцией в этом сегменте бизнеса. Самые недорогие супермаркеты — это продуктовые дискаунтеры Aldi, Lidl, Penny и Plus. Магазины с более дорогими ценниками — Rewe, Kaufland, EDeka или E-Center, Real и Netto.

Во многих супермаркетах сегодня можно найти более дешёвые продуктовые линейки от местных производителей. Например, в супермаркетах Rewe такой линией является "Ja!". Цены на такие продукты снижены за счёт скромной упаковки.

В Германии даже большие супермаркеты не работают в воскресенье. Всё, что открыто в этот выходной, — магазинчики при заправках.

Что касается питания вне дома, то у молодёжи большую популярность имеют фастфуд и кафе, а в ресторанах чаще собираются люди семейные и пожилого возраста. Из фастфуда наиболее популярны уличный дёнер, похож на шаурму, тайская еда, сэндвичи из булочных и жареные сосиски. Стоимость порции на вынос: 1,5—3,5 евро, или 60—140 рублей.

Чтобы пообедать в недорогом кафе, одному человеку понадобится 7—11 евро, или 275—450 рублей. Ужин в среднем ресторане с вином обойдётся в 30—60 евро, или 1200—2400 рублей, на двоих.

Источник

Новое место статьи