ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Где зарыто ГМО

Появившись всего около 250 лет назад, коммерческая селекция сразу же стала важной частью экономики сельского хозяйства. Многие зародившиеся тогда фирмы, такие как Вильморен, процветают и сейчас. В то же время, роль этой отрасли, значительно возросла в последнее время.

Сельское хозяйство уже немыслимо без новых сортов и качественных семян. Если раньше основной задачей было повышение урожайности, то сейчас это целый комплекс качеств растений. Цель современной селекции растений - создание высокоурожайных сортов и гибридов, отличающихся дружностью формирования урожая, пригодностью к машинной уборке, устойчивостью к болезням и вредителям, а также транспортабельностью, лежкостью и высокими технологическими и потребительскими качествами. И это далеко не полный список.
Современная селекция возможна лишь при совместных усилиях специалистов различных направлений (генетиков, селекционеров, фитопатологов, биохимиков, биотехнолгов и др.) Из-за этого селекция стала одной из самых наукоемких отраслей сельского хозяйства. Цены на семена постоянно растут. Сегодня цена килограмма семян томата может достигать сотен тысяч долларов. Селекционные фирмы превратились в транснациональные компании, имеющие филиалы по всему миру, ведущие селекцию для всех климатических зон. Чистая прибыль главных игроков на рынке селекции составляет около $1 млрд в год. Фактически селекционные компании - это хай-тек сельского хозяйства.
Таким образом, селекция и семеноводство в современном мире - это жизненно важные отрасли мирового хозяйства, без которых уже невозможно обеспечить продовольствием возрастающее население планеты. Постоянно появляющиеся новые расы бактерий-вредителей, штаммов вирусов и повышающаяся устойчивость насекомых-вредителей диктуют новые требования к селекции. Теперь она должна быстро реагировать на появляющиеся угрозы новыми устойчивыми сортами.
А вот способ реагирования каждый избирает для себя сам. Многие известные компании выбрали генную инженерию. Другие до сих пор верны классической селекции.
Здесь будет не лишним напомнить, что считают ГМ растением. ГМ сорт - это сорт, для создания которого был использован перенос участка ДНК другого растения или животного. Первым ГМ растением стал табак. Затем две буквы ГМ к названию добавились к томатам, кукурузе, сое, рапсу, картофелю... Сейчас уже эксперименты ведутся на всех основных культурах. Трансгенными культурами занято свыше 100 млн га земли в мире. 66% находится в США, 22% - в Аргентине. Трансгенные культуры выращивают в Канаде, Австралии, ЮАР, Китае, Индии, 7 государствах Евросоюза. О продаже мяса или молока ГМ животных речи пока не идет - слишком дорогим получается конечный продукт.
В настоящее время в России зарегистрировано примерно полтора десятка сортов, созданных при помощи генной инженерии. Разница в оценках связана с тем, что информация о перерегистрации и методе создания сорта в частности, в открытом доступе часто отсутствует. Порой очень трудно определить является ли сорт ГМ или нет, хотя уже созданы методы, позволяющие сделать это с точностью до 95%. До сих пор приходится полагаться на честность селекционной компании.
Среди зарегистрированных в России для использования в пищу населением культур пока числятся только сахарная свекла, картофель, кукуруза, соя и рис. Лидером по количеству ГМ сортов в нашей стране (как и в мире) является компания «Монсанто». Она смогла зарегистрировать один сорт сои, один сорт сахарной свеклы, два сорта картофеля и четыре сорта кукурузы. У «Байер Кроп Сайнс» зарегистрировано два сорта сои, один кукурузы и один риса. «Сингента» смогла обеспечить продажу двух сортов кукурузы. Российский центр «Биоинженерия РАН» имеет в реестре два сорта картофеля. Таким образом, ГМ сортами на территории РФ торгуют только четыре организации.
Есть или не есть - вопрос, который каждый должен решать сам для себя. Единственная проблема, которая встает перед российским потребителем - что он ест. И проблема эта для рядового гражданина не решаемая. В России нет обязательной маркировки ГМ продуктов. Только в июле текущего года в Госдуму был направлен проект технического регламента «О маркировке пищевых продуктов для потребителей», согласно которому производитель должен предупреждать о наличии в составе продукта (ГМО).
В настоящий момент вопросы ГМ продукции регулируются вступившей в силу с декабря 2007 года поправкой к федеральному закону «О защите прав потребителей». Согласно закону товары подлежат обязательной маркировке, если содержание генетически модифицированных компонентов в них превышает 0,9%, но установленный законом метод проверки выявляет только четыре трансгена из почти сотни имеющихся.
С 1 июля 2008 года вступило в силу постановление об ужесточении требований к безопасности пищевых продуктов, подписанное Г. Онищенко. Ну а пока и противники, и защитники ГМО могут лишь полагаться на собственную интуицию при выборе желаемых кандидатов на попадание в желудок. Приятного аппетита! Только смотрите не ошибитесь в выборе…
И. Дашковский, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи