ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 09 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Морковь отправят в сети

Торговлю повернут лицом к отечественной сельхозпродукции.

Сети и сельхозпроизводители решили договориться по вопросам обеспечения населения России высококачественной сельскохозяйственной продукцией по справедливым ценам. А чтобы не возникали споры и разногласия по товарам и ценам, Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей России предложили министерству промышленности и торговли (мин промторг) обсудить и утвердить положение о порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети. Новое положение в случае его принятия будет обязательным для всех сетей. В минпромторге идею поддержали, и до 1 октября министерство ждет от участников рынка предложений для окончательной доработки проекта положения.
Чтобы сразу поставить все точки над i, в документе оговаривается, что в целях защиты конкуренции и недопущения формирования ценового сговора вопросы установления цены и сроков платежей за поставляемую производителями сетям продукцию относятся исключительно к предмету двусторонних договоренностей конкретного производителя и конкретной сети и не являются предметом настоящего положения. А любого рода картельные соглашения, ограничивающие конкуренцию, считаются недопустимыми.
Итак, согласно документу сети в своей практической работе обещают больше не обижать отечественных производителей и существенно послабляют их вход в сеть. В частности, ритейлеры будут стремиться к заключению прямых договоров поставки продукции между сетями и производителями. Более того, они постараются вытеснить из цепочек поставок посреднические организации, не имеющие оправданной экономической роли (например, логистической).
В специальных условиях для сетей оговаривается, что отныне сельхозпроизводители не обязаны предоставлять сетям наилучшие условия и гарантии маржинальной доходности. Кроме того, ритейлеров обяжут не требовать с производителей снижения цены поставляемого товара до уровня, который при условии установления сетью торговой наценки не превысит минимальную цену реализации аналогичного товара на предприятиях розничной торговли на территории субъекта России.
После подписания документа уйдет в прошлое обязанность производителей компенсировать сетям потери, связанные с воровством в торговых объектах. Внесение дополнительной платы за изменение или расширение товарного ассортимента также будет отменено. Более того, никто уже не потребует оплачивать дополнительные торговые места, предоставленные сетью, или дополнительное оборудование для выкладки своего товара. С сельхозпроизводителей нельзя будет требовать оплату услуг по обеспечению входа в сеть (входной бонус), оплату услуг по обеспечению присутствия товара на полках, по переводу каждой позиции товара поставщика из одного формата магазина сети в другой формат, оплату услуг по замене товара, имеющего низкий уровень продаж. Производители не будут оплачивать услуги работников, выкладывающих товары на полки, и так далее.
Что немаловажно, сети будут обязаны представлять производителям скидки за оказание услуг по размещению рекламных изображений. Помимо этого, сельхозпроизводителям предоставят преимущественные права на участие в промоакциях сетей, а также на владение преимущественным правом на производство для сетей товаров под собственными торговыми марками ритейлеров.
Взамен на свои послабления сети предупреждают производителей, что будут жестко штрафовать их за нарушение договорных условий в отношении сроков поставки, объема поставляемой продукции, сроков годности товара и его качества. Кроме того, жесткие штрафные санкции будут применяться за нарушение договорных условий в отношении отчетной документации, а также логистических и транспортных условий.
Для решения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть при исполнении настоящего положения, предлагается до 1 ноября 2008 года сформировать согласительную комиссию из представителей ассоциаций и производителей.
Напомним, что сегодня производители сельхозпродуктов сталкиваются с определенными сложностями, продвигая свою продукцию до потребителей через торговые сети. Правительство обратило на это внимание, и летом на совещании в Краснодаре достаточно жестко поговорило с представителями крупнейших торговых сетей. В результате многие условия, по которым работают торговые сети с производителями продуктов питания, были признаны несогласованными. Сами представители торговых сетей согласились с тем, что такие условия ограничивают конкурентную среду и носят дискриминационный характер. Правительство предложило, а сети, естественно, согласились, что в ближайшее время представители добровольных объединений сельхозпроизводителей, переработчиков сырья и торговых сетей сядут за стол переговоров и выработают добровольно кодекс цивилизованного поведения.
Ю. Васильева, www.rg.ru

Новое место статьи