ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Кадры готовить нельзя смириться. Где поставить запятую?

В последнее время участились нарекания руководителей сельскохозяйственных предприятий и HR менеджеров на качество молодых специалистов. Основные замечания касаются умения работать с новой техникой и знания специфики современных технологий. Особенно остро стоит проблема квалифицированных специалистов со средним специальным образованием.

Дефицит квалифицированных рабочих и других специалистов, выпускаемых колледжами и ПТУ, назрел давно. Средний возраст рабочего уже приближается к 50 годам. Причем проблема эта коснулась не только АПК, но и, без преувеличения, всех отраслей экономики России. Дело дошло до того, что выпускники ВУЗов идут работать на современных комбайнах и тракторах — настолько мало людей, готовых обслуживать сложные механизмы. Причина даже не в зарплате. Не секрет, что опытным рабочим предлагают оклады выше, чем инженерам, а 60-80% вакансий на рынке труда составляют вакансии по рабочим профессиям. Правда, это пока не дошло до сельского хозяйства. Здесь проблему решают отчасти за счет найма неквалифицированных рабочих, где возможно их использование, отчасти за счет обучения на местах.
В чем причина такого нежелания идти в сельское хозяйство даже тех, кто родился в сельской местности? Первая и главная причина очевидна - заработки, несоизмеримые с ценами и элементарными потребностями человека. Вторая причина - упавший престиж сельского труда, который никогда не бывал особенно высоким. И, само собой, отсутствие приемлемых условий жизни в деревне и небольших провинциальных городах.
Директор МОСК (Московского областного сельскохозяйственного колледжа) Владимир Нерсесян перечислил все эти проблемы: «Человеку нужна, прежде всего, хорошая зарплата, комфортные условия и нормальная организация труда, а также перспектива профессионального роста. И тогда человек пойдет в сельское хозяйство. Сегодня у нас нет ни постоянной зарплаты (отдельные примеры картины не меняют), ни нормированного организованного труда. Конечно, людям это не нравится».
Чаще всего не устраивает людей инфраструктура села, точнее, ее полное отсутствие. Закрытие сельских школ заставляет немногие оставшиеся молодые семьи переезжать ближе к цивилизации и отталкивает тех, кто хотел бы приехать. По информации депутата Государственной Думы Олега Смолина за последние три года закрыто 2 тыс. сельских школ. Это при том, что качество преподавания в них и так низкое.
Чтобы получить медицинскую помощь, порой, нужно ехать за десятки километров. Не будем упоминать о таких «мелочах», как магазины и объекты культуры. Высококвалифицированные специалисты, которых приглашают на зарплаты даже до 120 тыс. руб., часто отказываются переезжать, потому что, кроме денег, современному молодому человеку еще нужны достойные условия для жизни.
Как видят проблему агрономы успешных хозяйств, которым приходится сталкиваться с наймом новых сотрудников?
Специалисты агрокомбината «Московский» и агрофирмы «Белая дача», к примеру, говорят о слабой моральной подготовке молодых кадров. Ни для кого не секрет, что работа в сельском хозяйстве очень тяжела. Многие просто не выдерживают и увольняются. Выпускники высших учебных заведений обычно вначале нанимаются на более простые должности, поэтому их тоже можно рассматривать как рабочие руки. Как объясняют руководители хозяйств, выпускников нельзя сразу поставить на ответственные места, они должны сначала разобраться в специфике работы организации и получить практические навыки. А их, по словам наших собеседников, как раз и не хватает. По общему мнению, молодые специалисты не умеют работать с людьми, а уж тем более управлять ими.
Выпускники ВУЗов нередко отказываются выполнять малоквалифицированную работу. Некоторые агрономы, с которыми нам удалось поговорить, считают, что город в каком-то смысле «развращает» сельских жителей, а большинство аграрных ВУЗов расположены в городах. Люди привыкают к городским удобствам и уже не возвращаются домой. Таким образом, учебные заведения, которые, казалось бы, призваны закреплять молодых людей на земле, только выкачивают их в мегаполисы. По словам подмосковных агрономов, городским жителям, даже если они искренне хотят получить аграрное образование, очень сложно работать по специальности. Кроме знаний, еще очень важно иметь менталитет фермера и привычку жить вдали от цивилизации.
Ситуация патовая: чтобы поднять АПК, нужны специалисты, особенно с начальным и средним профессиональным образованием, но они не пойдут работать, пока отрасль не предложит им достойные условия. Получается, что проблема в самой отрасли:
«Для того чтобы победить кадровый голод необходимо реорганизовывать сельское хозяйство», - считает В. Нерсесян. За примером ходить далеко не надо. Хозяйства не привыкли заботиться даже о здоровье своих работников. Один из агрономов, занимающийся выращиванием цветов в теплицах, рассказал о передовых технологиях своей фирмы. Из оборудования в теплицах не было только одной детали, типичной для таких предприятий развитых стран: специальных тепличных столов. На вопрос почему, наш собеседник ответил предельно честно. Оказалось, что в России нет закона, обязывающего работодателя вкладывать деньги в здоровье своих работников, к тому же такие столы стоят недешево. «Просто наши рабочие будут с горбами», - весело поделился агроном.
Не дождавшись специалистов от государства, хозяйства сами стали обучать кадры. Кто-то успел разочароваться в таком подходе, другим же это удалось, и появились курсы повышения квалификации на базе успешных предприятий, где молодых специалистов стремятся, прежде всего, научить работать со сложной современной техникой.
В. Нерсесян не отрицает таких нововведений: «В целом это нормальная практика. Невозможно в ВУЗе или колледже изучить специфику работы на технике всех фирм. В ВУЗе должны давать общие подходы, колледжи не могут обучать на технике только одной компании. Конкретные производители также не очень хотят делиться своим опытом – это их секреты. Другой вопрос, что сегодня мы учим старым технологиям, на старой технике, по стандартам 30-х годов».
О старой технике много говорили и на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию этим летом на тему: «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы».
Некоторые выступавшие жаловались на то, что ремонт в зданиях сельскохозяйственных ПТУ и техникумов не проводился с 70-х годов прошлого века. Чиновники сами признавали: в таких условиях обучить хорошего специалиста практически невозможно. Поэтому выступавшие упоминали об участии работодателей в процессе обучения. Так что этот опыт получил признание и в государственных структурах, что позволит развиваться системе внутрифирменной подготовки.
К преподаванию подключились также производители техники. Они переобучают трактористов, комбайнеров и машинистов сельскохозяйственной техники. Получается выгодно для всех: фирмы получают специалистов, которые привыкли к их товарам, а те, в свою очередь, дешевое, иногда даже бесплатное, образование и качественное обслуживание машин.
В системе аграрного образования, несомненно, имеются серьезные изъяны. Дело не только в бюджете, выделяемом на эту сферу: «Если бы даже государство у нас стало в сто раз богаче, и в сто раз больше денег выделяло на содержание учебных заведений, мы все равно не в состоянии были бы поддерживать современный актуальный уровень технического оснащения», - утверждает В. Нерсесян.
Как же выходят из положения колледжи? Многим удается договориться с производителями техники и получать каждый год последние модели. Таким образом, с одной стороны, экономятся средства, с другой, студентам дается возможность освоить самое продвинутое оборудование. Что касается обновления учебного парка на деньги государства, то тут положение безнадежно. В. Нерсесян напомнил по этому поводу, что у нас по закону техника должна минимум семь лет работать до списания. Это означает, что она устаревает, даже если средства выделяются вовремя. А руководители региональных ПТУ, если верить выступавшим на парламентских слушаниях, вообще денег на эти цели не видят.
Директора успешных предприятий АПК, знакомые с европейским опытом, приводят как эталон качества дуальную систему преподавания. Смысл ее в том, что основной акцент делается на практику. Скажем, два дня в неделю у обучающихся теоретическая часть, а три дня - практика. Хвалит ее и директор МОСК:
- По этой системе преподают немцы. Я сам не один год изучал этот опыт вместе с делегацией минтруда области. Должен сказать, что это громадная экономия средств, поддержание актуального уровня знаний. Но у нас документами об организации учебного процесса, к сожалению, этого не предусмотрено. Такое возможно только в виде эксперимента.
К тому же есть определенные организационные сложности. В Германии вопросом взаимодействия предприятий и учебных заведений по этому вопросу занимаются торгово-промышленные палаты. У нас за это отвечает сам директор или ректор. То есть они сами вынуждены убеждать предприятия позволить проходить практику студентам.
Некоторые руководители колледжей и хозяйств считают, нужно разработать соответствующую законодательную базу и регулировать это так же, как в Германии. Но вместо этого продолжаются бесконечные разговоры о приоритетном проекте АПК и образования, в то время, как и то и другое находится в удручающем положении.
Какой будет система образования, по большому счету, не важно, главное, чтобы выпускники нашли работу. Ведь это, по сути, и есть основная цель образования - получить работу, которая нравится, и делать ее. И желательно за это еще получать достойную зарплату, позволяющую жить, а не существовать. Тогда не придется в ближайшем будущем сокрушаться, что мы потеряли АПК, как когда-то сдали позиции в самолетостроении и других сферах.
И. Дашковский, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи