ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 09 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

А.В. Гордеев: "Сельскохозяйственный рынок должен быть номинирован как форма организации на кооперативной основе"

21 октября Министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев провел заседание коллегии Минсельхоза России "О развитии системы сельскохозяйственной потребительской кооперации".

Открывая заседание, глава Минсельхоза России отметил, что "развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации носит принципиально важный характер для поддержания стабильной социально-экономической ситуации на селе, преодоления кризисных явлений в сельскохозяйственном укладе жизни, а также демографического кризиса в стране". Наряду с этим, добавил Министр, "кооперация поддерживает функционирование малого агробизнеса, формирует современный подход к ведению бизнеса".
А.В. Гордеев напомнил, что в результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы создано 5 тысяч сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в 2006 г. - свыше 900), половина из них - снабженческо-сбытовые, "которые помогают сельхозпроизводителям продавать продукцию без различного рода посредников", подчеркнул Министр. Объем выручки кооперативов от продажи товаров, работ и услуг за этот период увеличился в 4 раза. "Все больше кооперативов работают реально, а не числятся на бумаге", - резюмировал А.В. Гордеев.
"Ключевую роль в создании кооперативов сыграл Россельхозбанк. Сегодня можно сказать, что, если бы не было такого института, отдельной сельскохозяйственной кредитной системы, нам бы не удалось выполнить эту задачу", - констатировал глава Минсельхоза России. В целом ОАО "Россельхозбанк" направил на кредитно-финансовую поддержку кооперативов порядка 8 млрд рублей.
Одной из главных задач на сегодняшний день А.В. Гордеев назвал "создание сельскохозяйственных рынков на кооперативной основе". "Надо согласовать предложения по этому вопросу с министерствами и направить их на рассмотрение в Правительство РФ", - отметил глава Минсельхоза России. Соответствующие поправки необходимо внести в ФЗ "О розничных рынках".
По словам Министра, "сельскохозяйственный рынок должен быть номинирован как форма организации на кооперативной основе".
По данным Росстата, в настоящее время в России зарегистрировано всего 10 сельскохозяйственных кооперативных рынков. При этом Министр отметил, что "сельскохозяйственный кооперативный рынок - это льготная система продажи продукции, и льготы надо давать производителям, тогда потребитель будет иметь возможность покупать качественную отечественную сельхозпродукцию по минимальным ценам".
Кроме того, считает глава Минсельхоза России, в РФ надо развивать кооперацию 2-го и 3-го уровней.
На сегодняшний день деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов осуществляется в 78 субъектах РФ, а в 37 регионах - сформированы двухуровневые системы сельской кредитной кооперации (кооперативы 1-го уровня объединены в региональный кооператив 2-го уровня).
На федеральном уровне функционирует кооператив 3-го уровня - Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Народный кредит", в который входят 17 кооперативов 2 уровня и 4 ассоциированных члена.

Доклад Е.В. Фастовой
на коллегии Минсельхоза России
21 октября 2008г.

О ходе выполнения мероприятий Государственной программы по развитию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Добрый день, уважаемый Алексей Васильевич, члены коллегии, присутствующие!

Начало реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стало знаковым событием для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Об этом свидетельствуют следующие цифры:
если на начало 2006 года в стране было зарегистрировано около 1300 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, то на сегодняшний день их насчитывается уже более 6 тысяч, из которых снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных - около 5 тысяч.
В Государственной программе развития АПК основной целью по развитию малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Достигнуть указанной цели невозможно без развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов как инфраструктуры поддержки малого агробизнеса.
Поэтому в Государственной программе были поставлены задачи развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для решения поставленных задач были предусмотрены различные механизмы.
Целевым индикатором, характеризующим ход реализации Государственной программы по развитию малых форм хозяйствования на селе, является показатель по объему привлеченных ими субсидируемых кредитов.
Однако мы понимали, что необходимо стимулировать и отслеживать на региональном уровне ход развития системы сельскохозяйственной кооперации.
Поэтому в соглашениях с субъектами Российской Федерации были обозначены не только показатели по кредитованию и субсидированию малых форм хозяйствования на селе. А вместе с ними были специально введены показатели по удельному весу работающих кооперативов в разрезе их видов (снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, кредитные).
В соответствии с заключенными соглашениями субъекты взяли на себя обязательства довести удельный вес работающих кооперативов в 2008 году до 71,3 процента.
Для оценки хода реализации Государственной программы и анализа ситуации по развитию малых форм, включая сельскохозяйственные кооперативы, нами осуществляется мониторинг выполнения показателей, обозначенных в соглашениях. Мы разработали соответствующие формы и ежеквартально обрабатываем около 500 отчетов субъектов Российской Федерации, включая бухгалтерскую отчетность о деятельности кооперативов.
В субъектах Российской Федерации создание новых кооперативов продолжается и в настоящее время.
Одновременно увеличивается количество работающих кооперативов, а также улучшаются их качественные характеристики.
Как видно из отчетов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первом полугодии текущего года почти вдвое увеличилась стоимость активов кооперативов.
Более, чем в три раза выросла выручка от реализации продукции, работ и услуг кооперативами, а в расчете на 1 работающий кооператив отношение показателя выручки текущего к прошлому году составляет 1,75.
Растут объемы кредитования снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. По сравнению с первым полугодием прошлого года прирост составил более 30 процентов, а по кредитным кооперативам – более 50 процентов.
Соответственно вырос удельный вес кредитов, предоставленных кооперативам, в общем объеме кредитных средств, привлеченных малыми формами хозяйствования на селе.
Мониторинг позволяет нам отслеживать ход выполнения субъектами Российской Федерации показателей соглашений.
Так 27 субъектах Российской Федерации уже более 70% работающих кооперативов. Среди передовых регионов Костромская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Тюменская область, Республика Саха (Якутия).
В 12 субъектах Российской Федерации удельный вес работающих кооперативов не превышает 40%. Среди отстающих – Смоленская область, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Новосибирская область.
Теперь я хочу остановиться на деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов, которые уже сегодня вовлечены в систему финансово-кредитного обеспечения малых сельских предпринимателей, наряду с такими крупными банками, как Сбербанк России, ОАО «Россельхозбанк».
На сегодняшний день в России зарегистрировано уже более 1700 сельскохозяйственных кредитных кооперативов первого уровня, объединяющих более 120 тысяч членов.
Если рассматривать показатели их деятельности, то следует отметить рост количества займов, предоставляемых ими малым формам хозяйствования на селе. Так за 2005 год кредитными кооперативами было выдано около 21 тысячи займов на общую сумму 1,1 млрд. рублей, а только за первое полугодие 2008 года ими выдано около 49 тысяч займов на сумму 4,5 млрд. рублей. Мы ожидаем, что за 2008 году сумма выданных займов составит около 8 млрд. рублей.
Также увеличился средний размер займа. Если в 2005 году он составлял около 52 тысяч рублей, то в 2008 году он ожидается на уровне 93-95 тысяч рублей.
В структуре выдаваемых займов увеличивается доля ЛПХ. Это отрадно и отвечает главной на наш взгляд задаче сельскохозяйственных кредитных кооперативов – обеспечить максимальную доступность финансовых ресурсов для сельских жителей.
В текущем году в рамках мероприятий Государственной программы нами начата работа с пилотными проектами в субъектах Российской Федерации по развитию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то есть кооперативов 2-го уровня.
В кредитной кооперации этот процесс идет полным ходом. Уже сформированы региональные системы – кооперативы 2-го уровня – в 37 субъектах Российской Федерации. Есть и кооператив третьего уровня.
Мы считаем, очень важным направлением объединение других, некредитных, кооперативов 1-го уровня в региональные системы. Это позволит им выйти на более высокий уровень организации и увеличить возможности по объемам предоставляемых услуг, как для внешних потребителей, так и для своих членов.
Для этих целей уже подготовлен пакет методических материалов, включая нормативные и инструктивные, описание опыта уже действующих кооперативов 2-го уровня. В настоящее время уже созданы кооперативы 2-го уровня в Республике Саха (Якутия), в Республике Мордовия, в Орловской области.
Среди основных проблем по становлению региональных систем называются:
- недостаточные возможности кооперативов 1-го уровня по формированию материально-технической базы, в связи с чем необходимо либо участие Россельхозбанка в деятельности таких кооперативов в качестве ассоциированного члена, либо субсидии из бюджета на формирование материально-технической базы таких кооперативов;
- недостаточный уровень квалификации и опыта у руководителей кооперативов, поэтому необходимо усилить работу по обучению (как это было в рамках национального проекта), в том числе с привлечением к этой работе уже действующих кооперативов 2-го уровня;
- активизация работы региональных гарантийных и залоговых фондов и упрощение порядка предоставления обеспечения по получаемым кредитам за счет средств этих фондов.
Нам удалось изучить опыт ряда зарубежных стран, в которых осуществляется поддержка кооперативного и фермерского движения. При этом кооперативам и фермерам предоставляются стартовые субсидии на организацию их деятельности.
С 2009 года в рамках Государственной программы планируется новое направление поддержки, которое будет осуществляться на условиях софинансирования экономически значимых региональных программ по развитию сельскохозяйственной кооперации и несельскохозяйственной деятельности в сельской местности.
Здесь важно, что субъекты могут предусмотреть в этих программах разнообразные направления поддержки кооперативов, адаптированные к условиям и узким местам конкретного региона.
Минсельхоз России будет отбирать и софинансировать эти программы в пропорции, учитывающей уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.
С 2009 года мы также возобновим обучение специалистов сельскохозяйственных кооперативов, в том числе кредитных, как в рамках развития информационно-консультационной службы, так и в рамках отдельных мероприятий по обучению.
Хочу отметить, что в зарубежных странах с органами власти очень активно взаимодействуют некоммерческие объединения производителей – фермеров и кооперативов. Через эти организации осуществляется доведение основных проблемных вопросов от низового звена производителей до органов власти, регулирующих их деятельность.
В этой связи, очень важно, чтобы активнее заработали союзы и ассоциации кооперативов и фермеров, а также кооперативы 2-го и 3-го уровня. Они должны быть своеобразным локомотивом, обозначать наиболее значимые проблемы и предлагать пути их решения. Со своей стороны мы готовы воплощать разумные и реальные идеи этих организаций.
В заключение я хочу отметить следующее.
Система сельскохозяйственной потребительской кооперации находится в начале своего развития. Есть определенные достижения, но есть еще много нерешенных проблем. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что эта система обладает серьезным потенциалом для дальнейшего развития.
Спасибо за внимание.
Пресс-служба Минсельхоза России

Новое место статьи