ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 09 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

На деревню к дедушке

Развитию туризма мешают дорогие гостиницы и "нераскрученность" достопримечательностей.

Пасторальные пейзажи, традиционные промыслы, русская баня в сочетании с украинской кухней плюс неповторимый деревенский колорит… По мысли белгородских властей, так должен выглядеть сельский туризм, развитие которого объявлено одним из приоритетов экономики.

L вместо S

Впервые о том, как зарабатывать на родных пенатах, здесь заговорили на закате перестройки. Директор одной из белгородских турфирм Владимир Шафоростов, курировавший в облисполкоме социально-культурную сферу, с ностальгией вспоминает:
- Мы с единомышленниками ездили по районам, осматривали достопримечательности. И с удивлением обнаружили, что в области есть огромное количество интересных мест, которые можно показать туристам из других регионов. Но до недавнего времени лишь немногие имели возможность их увидеть. При наличии заказов мы организовываем обзорные экскурсии по городу или области, привлекая экскурсовода и арендуя автотранспорт. Однако внутренний туризм не приносит и десяти процентов от общей прибыли фирмы.
Многие представители туриндустрии в разговорах "не для печати" признают: внутренний рынок им малоинтересен. И приводят аргументы: попробуйте собрать группу из 40 школьников, нанять автобус, договориться с гидом из краеведческого музея, найти гостиницу, которая разместит туристов за приемлемую сумму… Дело хлопотное и малоприбыльное. Куда проще "толкнуть" пару путевок в Турцию - дохода будет не меньше.
Тем не менее рекламных объявлений об экскурсиях по области стало больше. Пустовавшую еще пару лет назад нишу "обхаживают" сразу несколько турфирм. На смену трем S (sun, sea, sand - солнце, море, песок) приходят три L (landscape, lore, leisure - пейзаж, традиции, досуг).
- За этой нишей - будущее, - убеждена предприниматель Наталья Ильина. - Раньше на туристических выставках нас часто путали с Белгород-Днестровским и даже с Белградом. Теперь все знают, что хотя знаменитая битва называется Курской, Курская дуга - в Белгородской области.
Развитием туризма озаботились и в белгородском госуниверситете. По словам директора научно-исследовательской лаборатории туризма факультета бизнеса и сервиса Галины Лихошерстовой, она и ее студенты уже завершают работу над путеводителем по региону.
- Мы выезжаем в районы, оцениваем привлекательность объектов и разрабатываем маршруты, - говорит она. - Белгородская область никогда не рассматривалась как центр туризма, но в наших силах изменить ситуацию.

Кому в отелях жить хорошо

В поселок Прохоровку, где в 1943-м проходило знаменитое танковое сражение, чаще всего приезжают ветераны войны, которым есть что вспомнить, и школьники, посещающие исторический объект в рамках патриотического воспитания. Посетители платят символические суммы за экскурсию и нехитрые сувениры, а через несколько часов отбывают восвояси. Стоимость двухместного номера в гостинице сопоставима с аналогичными апартаментами на окраине Парижа. При этом состязаться по популярности с Эйфелевой башней местная звонница пока не может. Как следствие, среди постояльцев - в основном командировочные да немногочисленные немцы, приезжающие поклониться костям прадедов, сгинувших на этой земле.
Аналогичная ситуация и в областном центре. Отели эконом-класса представляют собой переоборудованные общежития - со всеми вытекающими последствиями. Удобства на этаже и душ за отдельную плату не по нутру искушенным туристам, которые готовы раскошеливаться лишь за то, чтобы во время отдыха ни о чем не думать. Крупные же гостиницы делают ставку на "люксовые" номера. Одна ночь обходится в сумму, за которую иные проводят неделю на Черноморском побережье.
- Заниматься внутренним туризмом непросто, - отмечает директор одной из белгородских турфирм, попросивший корреспондента "РГ" не называть фамилию.
Во-первых, инфраструктура только формируется. Во-вторых, нет "раскрученных" объектов. Кто знает, например, о чудесном подземном монастыре в селе Холки? В свое время чиновники предлагали руководителям турфирм деньги "на развитие туризма". Я отказался - потом ведь сто отчетов заставят написать, десяток проверок проведут! Создайте инфраструктуру, заинтересуйте людей объектами, а деньги я и сам заработаю!

Неслучайный интерес

Власти и занялись. "Первой ласточкой" в развитии внутреннего туризма стал Грайворонский район, чье руководство еще несколько лет назад не поскупилось на издание роскошного путеводителя. В скромном по численности населения и экономическому потенциалу районе появились частный зоопарк, скифское городище из античной эпохи, музеи хлеба, чая, вышивки… Самый популярный объект - Круглое здание в селе Головчино, датированное 1812 годом. Его изначальное предназначение - загадка, которую пока никто не разгадал. Хотя выдвигаются различные версии. Например, губернатор Евгений Савченко приводит такой факт:
- Если на карте мы одной прямой линией соединим Стонхендж и дворец Далай-ламы, а вторую направим от Гроба Господня к Полярной звезде, то Круглое здание будет аккурат в точке пересечения. Случайно это или нет? Думаю, вряд ли могут быть сразу две случайности…
Опыт Грайворонского района был признан удачным, и год назад появилось постановление облправительства о развитии сельского туризма в трех других муниципалитетах. Идея проста: многие горожане не имеют ни дачи, ни деревенских родственников. Почему бы на время выходных или отпуска не предложить им сельскую идиллию, а деревенским жителям - способ заработка? Все, что нужно от хозяина усадьбы, который заинтересован в постояльцах, - заявление в сельскую администрацию. Специалисты областного Фонда поддержки малого предпринимательства осматривают усадьбу на предмет соответствия требованиям - и присваивают ей категорию в "подковах" (от 1 до 4) - по аналогии со "звездностью" отелей.
Губернские власти ориентируются на опыт Украины и Белоруссии. Если у нас сельский туризм в зачаточном состоянии, то в прилегающих славянских государствах уже поставлен на поток. Не случайно итогом встречи белгородских и харьковских чиновников стало подписание договора о создании совместного туристического кластера. Предполагается, что народная культура и малый бизнес объединят общие интересы.

За экзотикой - в Россию

Первые результаты реализации программы внушают осторожный оптимизм. Народ мало-помалу потянулся в сельские усадьбы. Идея попариться в баньке, поваляться на душистом сене и отведать деревенского борща из русской печки для многих горожан экзотичнее приевшихся турецких соблазнов.
Минувшим летом в Грайворонском районе даже побывала делегация из Бостона. Американские бизнесмены, отведав чая из целебных трав с русскими блинами, пришли в восторг и демонстрировали не разумеющим английскую речь хозяевам усадеб оттопыренные большие пальцы. Увлекшись, американцы нацепили на себя русские рубахи, с удовольствием косили траву, доили коров и поили телят из соски. А прощаясь, пророчили хозяевам и их бизнесу светлое будущее.
- Сельский туризм - не просто один из вариантов развития малого бизнеса, - считает глава Грайворонского района Александр Головин. - Это и остановка деградации села, пропаганда здорового образа жизни, создание рабочих мест. К тому же он способствует возрождению традиций и обрядов.
В свою очередь, директор Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства Татьяна Шарова, выступая в сентябре на фестивале "Белгородская слобода", подчеркнула:
- В каждом селе есть "изюминка", которая может стать отправной точкой при создании туристских маршрутов. Важно ее найти и правильно подать.
А. Тычина, Белгородская область, www.rg.ru

Новое место статьи