ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Государство не сможет выкупить все излишки зерна (А. Верхотуров)

На вопросы обозревателя IDK.ru Дарьи Черепановой ответил генеральный директор компании "Русское зерно" Алексей Витальевич Верхотуров.

- Алексей Витальевич, расскажите, пожалуйста, как выглядит сегодня Ваша компания?
- ООО "Русское зерно" является вертикально интегрированным холдингом со всеми уровнями деятельности в сельском хозяйстве от владения землей (около 90 тыс. га) и ее обработки до производства продуктов из различных сельскохозяйственных культур. На сегодняшний день мы являемся крупнейшими производителями муки и комбикормов в Краснодарском крае, мы владеем 2 крупнейшими элеваторами в Воронежской области, наша доля по производству пшена в России составляет 15%. Практически все перевозки своей продукции мы осуществляем сами.

- Скажите, Вашей компании приходится сталкиваться с проблемами осуществления перевозок по РЖД?
- Сегодня в стране сложилась не лучшая ситуация с перевозками по РЖД, мы сталкиваемся с завышенными тарифами и недостаточным количеством вагонов. В существующих экономических условиях последних месяцев очень ожидаемым являлось бы снижение тарифов на перевозки, а не их повышение.
Такое состояние ж/д перевозок было совершенно нехарактерно для прошлого года. Процедура заключения контрактов на поставки продукции выглядит весьма туманно, если никто не может гарантировать предоставление вагонов в условленные сроки по заранее составленным планам.
На сегодняшний день тариф на перевозку зерна от Воронежа до Новороссийска 650 руб./т, плюс погрузка и сертификация 350 руб., экспедиторские услуги 350 руб. - получается сумма около $50/т зерна. Куда это годится, когда цена на зерно на ФОБе сегодня - $140?
Такая же ситуация в нынешнем году сложилась с отгрузкой зерна в Украину, нет вагонов. К сожалению, Россия получается отрезанной от очень важных транспортных узлов Черного моря, а в России с большими судами работают только Новороссийск и Туапсе. Мощность Новороссийска 5-6 млн тонн, остальные порты не могут осуществлять перевалку в достаточных объемах для реализации нашего экспортного потенциала.
В данной ситуации, к сожалению, мы проигрываем конкурентам на мировом рынке. Украина ведь тоже собрала рекордный урожай, и имеет с прошлого года большие переходящие остатки. Ситуация выглядит запутанно. Сегодня отдельные компании, как мы, сами напрямую не могут решить эти проблемы необходимо вмешательство государства.

- Какова сегодня в целом ситуация с российским экспортом зерна?
- На сегодняшний день экспорт зерна осуществляется, но не в тех объемах, которые были бы нужны стране. Общая мировая тенденция - это снижение цены на зерно, так как урожай текущего года в мире считается достаточно большим, а в России рекордным за всю историю - более 100 млн тонн. Но и тут проблема - мы оказались не готовы такой урожай сохранить. За то время, пока сельское хозяйство у нас не было развито на сегодняшнем уровне, пока были низкие урожаи, элеваторы справлялись, но при урожае этого года они оказались не готовы принять столько зерна, в виду своей технической отсталости.
Отечественным сельхозпроизводителям оказывается не выгодно сегодня продавать зерно по мировым ценам. На данный момент пшеница 4 класса в Новороссийске стоит $140/т, вычитаем доставку и погрузку, перевалку в порту, в Черноземье цена должна быть порядка $80/т, при такой цене крестьянин гарантированно получит убыток.
Сегодня цены от окончательного падения держит государственная интервенция, но давление на рынок в 30 млн тонн сказывается ощутимо. Россия могла бы экспортировать не менее 20 млн тонн в год, но на данный момент вывезено не более 7 млн тонн зерна, что недостаточно в сложившейся ситуации.

- Вы начали говорить об интервенции государства. Какие шаги сегодня принимаются для поддержания отечественного сельхозпроизводителя?
- Интервенционные торги сегодня происходят по ценам 5 500 руб. за 3 класс, 4 900 руб. за 4 класс, 4 100 руб. за 5 класс, 3 800 руб. за фуражный ячмень. Это вполне приемлемые цены для нашего производителя, чтобы получать рентабельность. Все, что ниже данных цен приносит убыток.
Вчера г-н Игнатьев сказал о возможной девальвации рубля, что на самом деле для нашего сельского хозяйства было бы хорошо, так как мировая цена по отношению к рублю выросла бы, но есть и другая сторона медали - это снижение покупательского спроса внутри страны.
Скорее всего, государство все излишки зерна выкупить не сможет. Хотя делается многое - это и возможное увеличение количества элеваторов под интервенционные закупки, и один дополнительный день торгов, но этого вряд ли будет достаточно.
Последние 6-7 лет действует пошлина на экспорт подсолнечника в размере 20%, она была введена с целью стимулирования производства масла в стране. Сегодня явно существуют избыточное производство семечки, об этом говорят существующие цены. Хотелось бы, чтобы государство отменило эту пошлину - это бы подняло цену и дало возможность нормально торговать на мировом рынке и вывозить излишки.
Существуют разнообразные нерыночные методы помощи сельхозпроизводителям. Так, например, в США, государство закупало зерно и вывозило его в страны Третьего мира на осуществление гуманитарных программ. Возможна была бы организация дотаций экспортерам зерна, чтобы стимулировать наших производителей, создать здоровую конкуренцию.
Надо сказать, что сегодня отечественные сельхозпроизводители все-таки поддерживаются со стороны государства, им предоставляются льготы по налогам, дотации на семена, топливо, но, я думаю, таких мер недостаточно в сложившихся условиях. Сегодня главный вопрос - куда направить 30 млн тонн излишков зерна.

- Каково качество зерна в нынешнем сезоне?
- Несмотря на большой урожай, качество зерна нынешнего сезона в общей доли пшеницы не велико. Большое количество собрано фуражного зерна. На качество повлияли погодные условия. У нас потребление фуража ограничено, его можно экспортировать, но мировому рынку нужно зерно с протеином не менее 11,5, а это 4 класс.
Если посмотреть сегодня на структуру зерновых интервенций, то закупается, прежде всего, фуражное зерно, которое необходимо продать в первую очередь. Продовольственной пшеницы собрали не намного больше, чем в прошлом году и с ее реализацией проблем нет.

- Как финансовый кризис сказывается на отрасли?
- Сегодня везде проявляется кризис ликвидности, уход спекулянтских денег с рынка, что бьет по карману наших сельхозпроизводителей. Сегодня в банке кредит получить гораздо сложнее, выросли проценты. Крестьяне вынуждены продавать зерно по низким ценам, так как кредиты надо гасить и готовиться к следующему сельскохозяйственному сезону (например, ремонтировать технику).
Сельхозпроизводители конечно же сокращают затраты, поэтому пострадают и производители удобрений, комбайнов, тракторов, а далее все по цепочке. Покупатели то же столкнулись с проблемами ликвидности, они начинают задерживать платежи по закупкам сельхозпродукции, просят увеличить сроки оплаты, соответственно компании-поставщики тоже не смогут вовремя расплачиваться по своим договорам.
К сожалению, цены по видимому будут низкими и в следующем году из-за большого переходящего остатка зерна. Поэтому сегодня надо собраться, иметь четкий план действий на любой сценарий развития и прожить это "смутное время" ради будущих перспектив.

- Спасибо.
www.idk.ru

Новое место статьи