ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 07 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

А.В. Гордеев: "Чем меньше остается в стране хлеба, тем больше в ней политики"

19 ноября под руководством Министра сельского хозяйства РФ А.В. Гордеева состоялось расширенное заседание коллегии Минсельхоза России "О доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации".

В нем приняли участие представители администрации Президента РФ, аппарата Совета Безопасности РФ и Правительства РФ, Счетной палаты РФ, ряда министерств и ведомств, председатели профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, губернаторы Алтайского края, Тамбовской, Белгородской областей, заместители глав субъектов РФ и руководители органов АПК Ярославской, Амурской, Липецкой, Свердловской, Ленинградской областей, Москвы, Чувашской Республики, Республик Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Саха (Якутия), Краснодарского края, а также ученые и представители отраслевых союзов и ассоциаций.
"Доктрина станет первым элементом нормативно-правовой базы в сфере продовольственной безопасности", - сообщил Алексей Гордеев, открывая заседание. Он напомнил, что в декабре текущего года согласованный документ будет представлен на утверждение Президента РФ.
"Продовольственная безопасность - важная часть социально-экономической политики любого государства, мы это видим на примере развитых стран", - констатировал министр. "Хотел бы подчеркнуть, что доктрина не является только документом аграрной и продовольственной политики, и мы не ставим задачу решать исключительно проблемы АПК и сельского хозяйства, а рассматриваем ее функции гораздо шире", - сказал Алексей Гордеев.
"Необходимо понять, что доктрина не заменяет и не подменяет принятые механизмы действия исполнительной и законодательной власти", - добавил он, отметив, что "важно правильно выбрать грани рассматриваемого сегодня предмета".
Глава Минсельхоза России подчеркнул, что "доктрина должна стать совокупностью принципов и постулатов, которые будут использованы в качестве основы социально-экономической политики государства, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность каждого человека в стране".
Продовольственная безопасность, уточнил министр, нацелена на экономическую и физическую доступность продуктов питания, безопасность и полноценность питания, устойчивость первых двух аспектов. "Продбезопасность нации обеспечивается комплексом мер, лежащих в различных направлениях и сферах государственной политики", - сказал Алексей Гордеев.
На ее обеспечение "влияют макроэкономическое развитие страны, социальная, агропродовольственная, внешнеэкономическая, экологическая, региональная политика и в целом положение страны в мире", отметил министр.
По его словам, "в документе принципиально важно правильно описать факторы, критерии и определить агрегированные показатели, которые позволили бы нам оценивать состояние продовольственной безопасности на данном этапе развития страны".
"Напомню один исторический принцип: чем меньше остается в стране хлеба, тем больше в ней политики. С учетом итогов текущего года, когда собран хороший урожай (более 100 млн. тонн), полностью обеспечивающий внутренние потребности в фураже и продовольственном зерне и позволяющий экспортировать свыше 20 млн. тонн зерна, мы с вами можем в спокойной политической обстановке принять стратегически важный документ - доктрину продовольственной безопасности", - сказал глава Минсельхоза.
В то же время он отметил, что "обеспечить продовольственную безопасность страны невозможно без интеллектуальной независимости".
В целом участники заседания отметили, что в условиях неустойчивой финансовой системы необходимо в первую очередь развивать реальный сектор экономики, к которому, в частности, относится АПК. "Сейчас все убедились, что "черная дыра" - это не сельское хозяйство, как было принято считать раньше, а фондовый рынок", - заявил Алексей Гордеев.
С основным докладом по теме выступил вице-президент Россельхозакадемии, директор НИИ сельского хозяйства Иван Ушачев (см. доклад ниже).
Подводя итоги заседания, министр сообщил, что проект доктрины продовольственной безопасности, одобренный коллегией Минсельхоза, 28 ноября будет рассмотрен на комиссии Правительства РФ по вопросам АПК. "Мы видим, что общество созрело законодательно закрепить понятие "продовольственная безопасность"", - сказал Алексей Гордеев. При этом он отметил, что после принятия доктрины предстоит большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также не исключил, что раздел, посвященный этой теме, может появиться в некоторых законах или перерасти в отдельный закон.
Кроме того, глава Минсельхоза обратился к разработчикам доктрины подготовить аргументированное (научное) обоснование уровней самообеспечения страны собственным продовольствием.

Доклад вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук,
директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства,
академика И.Г. Ушачева

О ПРОЕКТЕ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Доклад на Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 19 ноября 2008 г.

Уважаемый Алексей Васильевич!
Уважаемые члены коллегии и межведомственной рабочей группы!

Прежде чем изложить основные положения Доктрины обеспечения продовольственной безопасности России, которая в настоящее время разрабатывается по поручению Президента и Премьер-министра Российской Федерации, позвольте кратко остановиться на оценке той ситуации, которая непосредственно предшествовала разработке этого документа.
Как известно, проблема обеспечения продовольственной безопасности страны возникла не сегодня, она уже неоднократно рассматривалась на самом высоком уровне, но до сих пор не получила своего законодательного закрепления и к настоящему времени на столько обострилась, что наконец принято решение о форсированной разработке и утверждении этого важного государственного документа. Была создана Межведомственная рабочая группа, которая приняла следующую структуру Доктрины (слайд 2). Мы признательны министерствам и ведомства, отраслевым союзам, специалистам и ученым, кто представил свои предложения по ее улучшению.
Теперь о сути проблемы , которая заключается в том, что, к сожалению, Россия до сих пор не вышла на рекомендуемый уровень потребления своими гражданами основных пищевых продуктов (слайд 3), особенно если рассматривать этот вопрос дифференцированно по группам населения с разным уровнем доходов (слайд 4). Приведенные на них данные свидетельствуют о том, что фактическое потребление молочной и мясной ни-же рекомендуемых норм на 20%, рыбной – на 45%, группа населения с наименьшими доходами потребляет меньше, чем в группе с высокими доходами мяса и мясопродуктов – в 2,5 раза, молока и молокопродуктов – в 2,1 раза, овощей и рыбопродуктов – в 2,2 раза, фруктов и ягод – в 3,9 раза, яиц – в 1,7 раза.
Однако даже этот уровень потребления достигается не только за счет собственного производства, но и в значительной мере за счет импорта, затраты на обеспечение которого уже превысили 35 млрд. долл. США (слайд 5). Отечественные производители пока не могут обеспечить продовольственной независимости страны. Если взять долю отечественной продукции в общем объеме потребления, то, по нашим расчетам, она состав-ляет (слайд 6):
• по мясу – 60%;
• по молочным продуктам – менее 80%;
• по сахару – 58%;
• по овощам – 84%;
• по фруктам – 40%.
Низкий уровень продовольственной независимости прямо сказывается на ценовой неустойчивости на отечественном агропродовольственном рынке, уровне продовольственной инфляции, которая в 2007 году составляла 15,6%, а за 9 месяцев этого года – уже 12,1%.
Однако, скачкообразный рост продовольственной инфляции обошел стороной некоторые страны, потому что одним из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считается уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный примерно 17% годового потребления. Так, в ЕС, где в настоящее время отмечается самый низкий уровень инфляции - 3,6%, уровень самообеспечения по всем основным видам продовольствия превышает 100% и выше (слайд 7).
Возрастает влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов, поскольку продовольствие все большее становится одним из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях.
Минувший год проверил на прочность всю мировую продовольственную систему, став по-настоящему тревожным звонком для миллиардов жителей планеты: цены на продовольствие выросли на 40%, а за период с 2005 года они почти удвоились.
Причины сложившейся ситуации в мире большинство экспертов видят в быстром росте производства биотоплива, на которое переориентированы 100 млн. т зерновых, а размер субсидий на его производство в мире превзошел 40 млрд. долл., значительное снижение запасов продовольствия, в частности зерна (116 млн. т - самые низкие за последние 26 лет) и, наконец, увеличении потребления продуктов питания в крупнейших развивающихся странах.
Что касается России, то основными причинами сложившего положения можно назвать:
• недостаточный уровень собственного производства сель-скохозяйственной продукции, особенно животноводства;
• относительно низкий уровень доходов населения, а следовательно, и платежеспособного спроса;
• отставание в развитии инфраструктуры агропродовольственного рынка, то есть всей цепочки - от производителя до конечного потребителя;
• несовершенство экономического механизма регулирования агропродо-вольственного рынка, в том числе ценовых отношений.
Еще одна проблема связана с безопасностью непосредственно пищевых продуктов и их качеством. Острота этой проблемы подчеркивается недавно введенным запретом импорта сухого молока и производимых из него молочных продуктов, содержащих меланин из Китая и некондиционных куриных окорочков с 8-ми заводов США.
И конечно же, напряженная ситуация с обеспечением про-довольственной безопасности России в настоящее время осложняется теми последствиями, которые уже возникли и могут возникнуть в ближайшем будущем в связи с мировым продовольственным, фондовым и финансовым кризисами, которые несомненно отражаются в той или иной степени на функционировании агропродовольственного комплекса России.
Следует подчеркнуть, что обеспечение продовольственной безопасности страны сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Это (слайд 8):
• макроэкономические риски;
• природные и техногенные риски;
• технологические риски;
• агроэкологические риски;
• социальные риски;
• торгово-экономические риски;
• политические риски.
При ее разработке мы исходили из того, что она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления государственной социально-экономической политики по обеспечению продовольственной безопасности страны.
Она базируется на Основных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г., Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 г.
При этом следует подчеркнуть, что Доктрина, развивая и конкретизируя содержание этих документов, сама является основой для разработки право-вых и нормативных документов, концепций и программ в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и развития агропромышленного комплекса и его базовой отрасли – сельского хозяйства.
Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации (слайд 9) является надежное обеспечение населения страны качественной и безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности является составной частью национальной безопасности, важнейшей составляющей социально-экономической и демографической политики, необходимым условием повышения продолжительности и поддержания высокого качества жизни населения страны, сохранения ее государственности и суверенитета.
При этом следует иметь в виду, что продовольственная безопасность – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны качественных пищевых продуктов в объемах не ниже рациональных норм потребления. Таким образом, достижение продовольственной безопасности допускает определенную долю импорта. Что же касается продовольственной независимости, то она предполагает устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов в объемах не ниже установленных пороговых значений в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
В рамках Доктрины принято, что показатель продовольственной безо-пасности – это количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достиже-ния на основе принятых критериев, а критерий продовольственной безопасности – это количественное и качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени достижения условий обеспечения продовольственной безопасности (слайд 10).
Например, одним из показателей обеспечения продовольственной безо-пасности является «доля отечественного зерна в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка», а его критерием выступает пороговая величина - не менее 95%.
В Доктрине сформулированы также содержание основных терминов, ис-пользуемых в этом документе: физическая (слайд 11) и экономическая (слайд 12) доступность пищевых продуктов, рациональные нормы потребления основных пищевых продуктов (слайд 13) и другие.
В Доктрине предложен достаточно полный набор показателей и критериев их допустимых изменений, позволяющий судить о степени достижения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны применительно к трем сферам: в сфере потребления - 9 показателей, в сфере производства – 4 показателя, в сфере организации и управления – 6 показателей.
Позвольте остановиться на некоторых из них.
Например. В число показателей, предложенных для оценки продовольственной безопасности в сфере потребления (слайд 14-15) включены все основные показатели, позволяющие судить об уровне физической и экономической доступности, а также о качестве и безопасности пищевых продуктов. Это в полной мере согласуется с рекомендациями ФАО.
В сфере производства (слайд 16) в число показателей включены, прежде всего, объемы производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия на душу населения; удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка и что крайне важно для обеспечения этого уровня производства - уровень бюджетной поддержки производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции.
В организационно-управленческой сфере (слайд 17) в качестве показателей предложены показатели, характеризующие объемы государственных резервов и запасов продовольствия; доля экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции на рынке и размер адресной помощи населению.
Возвращаясь к критериям обеспечения продовольственной безопасности, разрешите остановиться на одном из основных - удельном весе отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности используются следующие пороговые значения критериев:
по зерну и картофелю - не менее 95%;
по сахару и растительному маслу - не менее 80%;
по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - не менее 85%,
по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - не менее 90%;
по рыбе и рыбопродуктам - не менее 80%;
При определении этих пороговых значений были учтены, прежде всего, следующие факторы: во-первых, это необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевых продуктов; во-вторых, влияние доли импорта на ценовую устойчивость агропродовольственного рынка. Известно, что если доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину в 10-15%, то он служит уже не дополнением к внутреннему агропромышленному производству, а существенно подавляет его и приводит к сужению возможностей его развития и потенциально - к спаду производства; в-третьих, наши возможности с учетом природно-климатического потенциала производить конкурентоспособную продукцию.
Кроме того, мы учитывали общепризнанные показатели ФАО граничной доли импорта продовольственных ресурсов примерно в 17%. Если же взять США и ЕС, то они исходят из необходимости обеспечения 100% независимости. Даже Япония, у которой в 100 раз меньше пашни на человека чем в США и России, обеспечивает население собственным рисом на 100%, а по остальным видам продукции на 45% и это, несмотря на то, затраты на производство риса в 7 раз выше, чем в других рисопроизводящих государствах, но при этом экономическая доступность риса для населения обеспечивается за счет 87%-го уровня поддержки аграрных цен.
Что касается зерна и картофеля, то наша страна должна практически полностью обеспечивать себя отечественной продукцией, но это не означает, что на нашем рынке не должно присутствовать определенное количество импортной продукции, например, риса или раннего картофеля.
Говоря о сахаре и растительном масле, надо иметь в виду, что по нашим природно-климатическим условиям мы не можем обеспечить себя всеми вида-ми растительного масла, а также сахара из-за высокой конкурентоспособности сахара-сырца.
Что касается мясопродуктов и молока, здесь учитывались как наши потенциальные возможности на обозримый период, так и необходимость обеспечения ценовой стабильности по этим важнейшим видам продоволь-ствия.
Обеспечение продовольственной безопасности призвано нейтрализовать существующие и вновь возникающие угрозы, которые могут привести к уменьшению объемов производства, ухудшению доступности для населения жизненно важных видов продовольствия. К ним относятся, такие как (слайд 18): значительное превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка импортной продукцией, о чем уже шла речь.
Далее это относительно низкий уровень платежеспособного спроса насе-ления на продукты питания. В 2007 году около 19 млн. человек имело доход ниже прожиточного минимума.
Еще одна угроза - ценовые диспропорции на агропродовольственном рынке, а также нарушение стабильности финансово-кредитной системы. За последние 8 лет в 5-ти годах индекс цен на промышленную продукцию опережал рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, это не всегда обоснованные объемы экспорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В свое время это касалось семян подсолнечника, а сейчас, когда на первый план выходят проблемы животноводства, такая ситуация может сложиться и с фуражным зерном. Надо учитывать также моральное и физическое старение материально-технической базы отраслей АПК, уровень износа которой в сельском хозяйстве достигает по ее отдельным видам от 50 до 70%.
И наконец, - дефицит квалифицированных кадров.
Доктрина предусматривает следующие основные направления социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности (слайд 19).
В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных, прежде всего, на повышение доходности, обеспечение приори-тетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для здорового питания.
В части физической доступности продовольствия предстоит более эф-фективно использовать механизмы поддержки регионов страны в зонах недостаточного производства продовольствия или оказавшимся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для расширения числа объектов торговой инфраструктуры различных типов.
В части формирования государственных резервов и запасов должны определяться объемы и номенклатура соответствующих резервов.
В области обеспечения безопасности пищевых продуктов предстоит принять меры по соответствию требованиям технических регламентов на всех стадиях - производства, хранения, транспортировки, переработки и реали-зации, включая импортные операции. Одновременно следует гармонизировать с международными требованиями показатели безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
Необходимо также иметь современное оборудование и приборы, обеспе-чить мониторинг качества и контроль безопасности отечественных и импорт-ных пищевых продуктов, в том числе за производством и оборотом генномодифицированной продукции.
В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предстоит сконцентрировать усилия на решении таких про-блем, как повышение почвенного плодородия и урожайности, восстановление неиспользуемых пахотных земель, развитие животноводства и его кормовой базы, повышение эффективности государственной поддержки и регулирования рынка, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ на селе.
Формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться исходя из необходимости соблюдения критериев продовольственной безопасности, о которых уже было сказано.
В Доктрине обозначены механизмы достижения продовольственной безопасности Российской Федерации (слайд 20).
Предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти, ответственные за достижение целей, определенных Доктриной, ежегодно в прогнозных документах разрабатывают балансы сельскохозяйственной продукции и продовольствия, направленные на решение задач, обеспечивающих необходимый уровень продовольственной безопасности страны, снижение рисков и предотвращение угроз.
Меры, обеспечивающие продовольственную безопасность, должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны, а также в федеральных и региональных программах.
Определено разграничение функций и ответственности за реализацию Доктрины Правительством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом Правительство Российской Федерации:
• проводит единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
• организует мониторинг, прогноз и контроль за реализацией намеченных мер;
• устанавливает пороговые значения критериев продовольственной безопасности и принимает меры по их достижению;
• осуществляет меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, взаимодействуя с федеральными органами, реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную политику в этой области
Говоря о реализации Доктрины продовольственной безопасности, необходимо иметь в виду, что потребуются принципиально новые подходы к формированию инвестиционной и инновационной политики в аграрной сфере, так как именно инвестиционные ограничения являются наряду с экономическими условиями, основными факторами, сдерживающими устойчивое развитие АПК как основы формирования ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Своевременное принятие Доктрины позволит прогнозировать и предот-вращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития отечественного агропромышленного комплекса, улучшения благосостояния населения.

С презентацией к докладу можно ознакомиться по ссылке: http://mcx.ru/index.html?he_id=664&news_i d=4615&n_page=1

Пресс-служба Минсельхоза России

Новое место статьи