ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 09 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Какие плоды даст кризис?

Фрукты и овощи составляют львиную долю нашей продуктовой пирамиды - 35% всего рациона питания. Отказаться от них, справедливо считают маркетологи и менеджеры крупнейший торговых сетей, мы не сможем даже во время кризиса.

Прошедшая недавно в рамках третьей международной специализированной выставки плодоовощного бизнеса IFE Fresh Produce 2008 конференция «Плодоовощной бизнес России 2008», показала, что пока сложно прогнозировать, снизят ли российские садоводы и овощеводы объемы производства. Здесь мнения разделились. Одно можно сказать с уверенностью: если спад произойдет, то небольшой. Тем не менее, производители будут экономить на всем: из-за сложностей получения кредитов и огромных процентов на них, хозяйства предпочтут ничего не строить и закупать только самое необходимое оборудование.
Есть все признаки того, что из нынешнего кризиса плодоовощной бизнес выйдет, пострадав меньше других. По нескольким причинам.
В последние годы к нам пришла мода на здоровый образ жизни и россияне стали значительно больше внимания уделять тому, что они едят. Наблюдается стабильный рост потребления фруктов и овощей. Но пока мы отстаем от рекомендуемых норм, а значит, есть и возможности развития для отрасли. Благодаря возросшему благосостоянию населения перестали быть роскошью многие экзотические виды и необычные сорта.
Конечно, есть и серьезные проблемы. Отрасль испытывает те же трудности, что и весь АПК: нехватка кадров, сложные отношения с розницей, устаревание производственной базы, все еще низкие зарплаты.
Ритейлеры почувствовали влияние финансового кризиса и стараются «сэкономить» за счет крестьян. По мнению специалистов, выступавших на конференции, те производители, которые имеют возможность хранить свою продукцию, будут держать ее до последнего, ожидая роста цен.
Импорт по-прежнему является главным конкурентом для наших товаров. О возросшем интересе импортеров к российскому рынку свидетельствует хотя бы тот факт, что иностранные компании выкупили лучшие места на выставке и хорошо оформили стенды.
Особый интерес для них представляет Москва. Заместитель руководителя столичного департамента продовольственных ресурсов Алексей Красильников сообщил, что 48% москвичей ориентировано на здоровое питание и потребление плодоовощной продукции год от года растет. Более того, по его данным, наблюдается постепенное смещение покупателей в крупные торговые сети.
Благодаря разнице в расходах на трудовые ресурсы в России и у таких поставщиков фруктов и овощей как Китай и Турция, цены на импорт часто бывают ниже цен на отечественный товар. Все это создает идеальные условия для импортной продукции.
Российские компании, занимающиеся импортом плодоовощной продукции в нашу страну, переходят на качественно иной этап развития - они начинают обзаводиться собственными плантациями за рубежом. На их примере можно объяснять, как работает глобализация: эквадорские бананы, выращенные на плантациях российской компании, через РФ реэкспортируются в другие страны.
Несмотря на непростое положение в плодоовощной отрасли, можно сказать, что она достойно переживает кризис. Такая ситуация вполне понятна: во время кризиса перестают покупать предметы роскоши и то, без чего можно прожить, а на еду есть спрос даже в самые тяжелые времена.
И. Дашковский, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи