ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Кризис дал преимущества российским виноделам

Российские производители вина получили неожиданные преимущества от кризиса. Дело в том, что наши виноделы специализируются на производстве относительно дешевой продукции, которая в трудные времена пострадает меньше дорогостоящей. А долгосрочные прогнозы обещают рост потребления вина в России на 10-11%.

Пока самым раскрученным российским алкогольным брендом остается водка. Это, пожалуй, единственный товар, где мы вне конкуренции. По данным Игоря Качалова, президента агентства «Качалов и Коллеги», всего на мировом рынке водки 45-55% - отечественная продукция, а каждая вторая бутылка этого напитка выпивается в России. Пивовары пока не достигли таких успехов, но по потреблению мы прочно заняли третье место после Чехии и Германии.
По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Валерия Логинова, развитию отечественного виноделия мешает запрет на рекламу и предубеждение о качестве (правда И. Качалов ссылается на опросы, согласно которым никаких предубеждений против российского вина нет). Поэтому российские виноделы избрали для себя сегмент рынка дешевых вин, где сейчас они заняли 72%. Дешевым считается вино до 150 рублей за бутылку. При этом В. Логинов предупредил, что не стоит брать товар дешевле 70 рублей.
За последние 4 года доля отечественной продукции среди дешевых вин выросла более чем на 20%, однако В. Логинов не скрывает, что во многом это достигнуто из-за запрета на ввоз молдавских и грузинских вин. Именно этот сегмент будет расти и во время кризиса, полагает президент Союза виноградарей и виноделов России. Данные за октябрь уже показали рост на 4%.
Вино средней цены - 150-250 рублей - оказалось в довольно шатком положении, а продажи вина высокой ценовой категории - выше 300-400 рублей - сократились на 10%. Всего, по предварительным оценкам, потребление вина упало на 15-25% начиная с сентября.
При этом стоит иметь в виду, что отечественный рынок вина вообще сильно отличается от мирового. По словам заместителя генерального директора ВК «Асти-Групп» Наринэ Багманян, россияне отдают предпочтение сладким винам, в то время как в мире пользуются популярностью сухие. Таким образом, у российских винзаводов изначальное преимущество уже на стадии планирования ассортимента для внутреннего рынка.
Развитие виноделия неразрывно связано с виноградарством: наличие собственных виноградников является одним из основных требований для производства качественного вина. На большинстве российских территорий климат не подходит для выращивания винограда, поэтому отечественные плантации ограничиваются шестью регионами юга: Ставропольским и Краснодарским краем, Ростовской областью, а также Чеченской, Дагестанской и Карачаево-Черкесской республиками. По мнению В. Логинова, сейчас необходимо выращивать те сорта, которые востребованы рынком: бессемянные и долгохранящиеся. Не менее важно и распространение специальных холодильников для хранения винограда, которые позволят увеличить срок его продажи с 2 до 6 месяцев. Пока же, по статистике, российский виноград занимает всего 10% рынка.
Не стоит ожидать, что российское вино вытеснит импорт. Виноделы и не ставят перед собой такой амбициозной задачи. Главная цель - довести площадь виноградников с нынешних 60 тыс. га до 170 тыс. га, поделился В. Логинов. 170 тыс. га - это тот показатель, который был до антиалкогольной компании 1986 года. Это не позволит обеспечить вином и виноградом все население, но отражает тот потенциал, который Россия может достичь.
И. Дашковский, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи