ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

ЕС: корректировка сельскохозяйственной политики

В конце ноября страны ЕС провели рассмотрение Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП) с перспективой модернизировать ее в будущем и сделать более современной и отвечающей реалиям сегодняшнего дня.

Кое-кто в Европе заговорил даже о «реформе» этой политики. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что все остается по-прежнему и будет таким, по крайней мере, в течение ближайших лет. Сельское хозяйство ЕС останется жестко регулируемым и пользующимся огромными субсидиями.
Система субсидий существует с 1962 года, а аграрный бюджет ЕС составляет 55 млрд евро в год. Во всяком случае, столько пошло на финансирование аграрного сектора ЕС в 2007 году. Это почти 40% бюджета Евросоюза. В американских долларах сумма тоже внушительная – 69 млрд.
Теперь посмотрим, что будет меняться. Согласно пресс-релизу, министры сельского хозяйства стран – членов ЕС решили постепенно отказаться от квот на производство молока. Квоты были в свое время введены, чтобы не допустить перепроизводства и выпуска излишней продукции. Так вот, квоты окончательно отменят к 2015 году, каждый год в сельскохозяйственном сезоне 2009/2010 и 2013/2014 они будут увеличиваться на 1%. Для Италии сделано исключение, и ее квота возрастет сразу на 5% в 2009/2010 г. Фермеры, превышающие свои квоты более чем на 6%, с будущего года и до окончания 2011 будут платить штрафы наполовину больше, чем сейчас.
Отказ от выплат субсидий в зависимости от объемов производимой продукции. Такое решение было принято еще несколько лет назад, но в отдельных странах старая система сохранялась. Теперь решено, что выплаты субсидий и объемы продукции увязываться не будут повсюду (исключением остаются животноводы, выращивающие молодняк), однако высвободившиеся средства поступят в фонд единых и единовременных выплат фермерам.
Сохранится помощь регионам с особыми и специфическими проблемами. Сейчас до 10% национальных лимитов на поддержку можно использовать в виде прямых выплат в целях сохранения экологии. Систему сделают более гибкой. Средства уже не придется расходовать только в той же самой отрасли. Их можно будет потратить на помощь фермерам в неблагоприятных районах, например, на страхование животноводам и фермерам, выращивающим рис.
Расширится система единых региональных выплат. Ее разрешили сохранить до 2013 года. Ранее предполагалось всех к 2010 году перевести в систему единых выплат фермерам.
Для фермеров 12 членов ЕС предусмотрены дополнительные средства порядка 90 млн евро для облегчения им перехода к новой системе до того, как они полностью откажутся от прямых выплат фермерам.
Странам, использующим систему единых выплат, будет позволено тратить ставшиеся средства национальных бюджетов для решения специфических задач или переводить средства в фонд развития сельских территорий.
Кстати, о переходе к финансированию сельских территорий. Каждый фермер, получающий от ЕС субсидии свыше 5 тыс. евро, будет получать на 5% меньше, а средства пойдут в указанный фонд. К 2012 году эта цифра возрастет до 10%. Если субсидии превышают 300 тыс. евро в год, то будет дополнительное сокращение выплат на 4%. Полученные средства разрешается использовать для борьбы с последствиями изменения климата, внедрения возобновляемых источников энергии, для управления гидроресурсами, а также для реализации соответствующих программ в молочной отрасли. В районах с низким ВВП ЕС будет участвовать в софинансировании расходов, оплачивая 75% и 90% выделенных сумм.
Помощь молодым фермерам. В рамках программы развития сельских территорий «инвестиции в молодых фермеров» будут увеличены с 55 тыс. евро до 70 тыс.
ЕС отказывается от требования, чтобы фермеры выделяли под пар 10% имеющихся площадей. Появится возможность максимизировать имеющийся потенциал.
Соответствие прочим требованиям. Система соответствия будет упрощена. Дело в том, что сейчас в случае, если фермер не выполняет положения охраны экологии, содержания животных и стандартов производимого продовольствия, он может лишиться части субсидий. Будут отменены ненужные требования, выполнение которых от фермера не зависит, и введены новые.
Механизм продовольственных интервенций также будет изменен. В ЕС заявляют о необходимости четко реагировать на сигналы рынка. Для закупок свинины, например, интервенции отменены. Пшеница может закупаться в ходе интервенций по цене 101,31 евро/тонна. Закупать разрешено 3 млн тонн. Все остальное будет происходить на тендерах. Такие же лимиты на интервенции установлены для закупок масла обезжиренного сухого молока. Речь идет о 30 тыс. тонн и 109 тыс. тонн соответственно. Остальное количество будет закупаться через тендеры.
Установлены лимиты на выплаты. Минимальные выплаты фермерам в странах – членах ЕС должны быть не менее 250 евро на хозяйство или из расчета площади не менее 1 га. Однако можно примять специальный коэффициент в зависимости от того, насколько национальные показатели выплат и размеров хозяйств уступают общеевропейским (для членов ЕС).
Все эти решения приняты почти единогласно. Против выступили только 3 страны – Англия, Латвия и Швеция. Однако и они протестовали в основном не против самого принципа субсидий, а их распределения. Считается, что Англия является основным противником нынешней системы, но она, судя по всему, остается в одиночестве. Судя по всему, возобладала точка зрения Франции, которая считает, что в условиях кризиса сельское хозяйство имеет «огромное общественное значение».
Н. Худяков, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

Новое место статьи