ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Расцветет на газонах капуста

На треть взлетел спрос на семена овощей.

В этом году огурцы и капуста одержат безоговорочную победу в схватке за место под солнцем над гладиолусами и астрами на большей части огородов страны.
Спрос на семена овощей уже вырос на 30 процентов, сообщают участники рынка. И такого ажиотажа российские поставщики могут не выдержать, на некоторые сорта уже возникает дефицит.
Именно огурец всегда был и остается самым популярным овощем в нашей стране, утверждает владелец одной из крупнейших в стране "семенных" компаний Сергей Дубинин. Казалось бы, зеленец, на 98 процентов состоящий из воды, не самый "антикризисный" продукт. Но, по мнению эксперта, интерес к огородам возвращается не только из-за нехватки денег, но еще и под влиянием оздоровительных телепередач.
Впрочем, в рейтинге растущей популярности в спину огурцу дышат томаты, свекла, картофель и капуста. Спрос на них тоже очень вырос, свидетельствует Владислав Корочкин, глава Евразийского союза производителей и продавцов семян. Он считает возвращение интереса к огородничеству естественной реакцией владельцев участков на рост цен на продукты и девальвацию рубля.
Во всяком случае, рынок семян, который все последние годы был стабилен, в этом сезоне вырос почти на треть. Эксперты признают, что наши предприятия не всегда могут обеспечить вспыхнувший спрос на всевозможный посадочный материал. И все это происходит на фоне повышения цен. С октября прошлого года (условно - с начала кризиса) цены на "волшебные" пакетики поднялись на 20 процентов. Много это или мало? От того, что невзрачный пакетик отечественных семян стоит теперь вместо 10 рублей 12, никто не перестанет сажать на дачном участке укроп с петрушкой. Но на российском рынке царствует все-таки импортный товар. А цветистый пакет импортных семян вырос чувствительнее - на 10-14 рублей.
Причем именно зарубежный товар и стал причиной общего подорожания. "Повышение цен связано не только с ростом спроса, но и с девальвацией, - признает Владислав Корочкин. - Больше половины семян мы импортируем, с ростом курса доллара растет и цена".
Точнее, доля зарубежных семян овощей на российском рынке около 60 процентов, на цветочном - 90 процентов. Причем импортные семена закупают оптом, а по пакетам расфасовывают уже на нашей территории - это гораздо выгоднее. В целом же российский рынок семян оценивается в 800-900 миллионов долларов.
Российские производители и продавцы семян подняли свои цены именно вслед за импортными. Отчасти они объясняют свои действия подорожанием ресурсов, в том числе и денег в банках. Отчасти - своим тяжелым материальным положением. Сергей Дубинин сетует, что производители семян практически не видели помощи от государства в течение многих лет, и поэтому отстали от зарубежных конкурентов. В Италии и Франции семеноводы пользуются современной техникой, в Китае - дешевой рабочей силой. А у нас в России нет ни того ни другого. Вот и приходится при любой возможности поднимать цены на отечественные семена до "забугорного" уровня.
Справедливости ради надо сказать, что в голландской рознице пакетик семян стоит минимум 1 евро, то есть 45 рублей. У нас средняя цена пакета, конечно, ниже. Наш огородник-любитель ищет в первую очередь не высокое качество, а низкую цену, утверждает Владислав Корочкин. Поэтому заметная часть грядок на садовых и дачных участках не радует глаз всходами. Или почти не радует.
Половину российского рынка семян контролируют мелкие компании. Большинство из них - фирмы-однодневки, утверждают эксперты. Эти предприниматели покупают второсортные семена на вес, раскладывают их по убогим пакетикам и продают небогатым покупателям. Появились и дельцы, кто "впаривает" тот же второй сорт садоогородникам побогаче. Для этого те же семена распихивают по цветным, красочным упаковкам.
Однако при всех этих "издержках" садоводы и огородники собирают приличные урожаи. Какие именно, никто не знает. Поскольку широко выйти на рынок возможности у дачников нет. В потребкооперации говорят, что закупать овощи на шестисоточных участках невозможно, так как на каждый мешок пришлось бы делать отдельный сертификат. Но, кажется, причина не в этом. Просто индустриальная морковка в сезон оказывается гораздо дешевле частной.
Однако в структуре потребления нормальной российской семьи кабачки и чеснок со своей грядки еще долго будут играть важную роль. И жалко, что минсельхоз обращает внимание в основном на пшеничные поля и мегафермы и совсем не глядит на делянки овощных семенников. Импортозамещение в этой сфере позволило бы не только контролировать цены на семена для любителей, но и снабжать промышленных овощеводов более доступным по цене посадочным материалом. А заодно и создать надежные рабочие места: в любой кризис спрос на семена у нас, оказывается, только растет.
М. Жебит, www.rg.ru

Новое место статьи