ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 07 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

"Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки производства, переработки, хранения и реализации сельхозпродукции от поля до прилавка"

16 апреля 2009 г. в Государственной Думе прошел «круглый стол» Комитета по аграрным вопросам на тему: «О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности».

16 апреля 2009 года в Государственной Думе прошел «круглый стол» Комитета по аграрным вопросам на тему: «О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности». В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и Общественной палаты, представители федеральных министерств и ведомств, а также делегация депутатов Бундестага Федеративной Республики Германия и представители Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ.
Открывая «круглый стол», председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов отметил, что в условиях кризиса проблемы агропромышленного комплекса особенно актуальны. «15 апреля Государственная Дума приняла поправки в федеральный бюджет на 2009 года. Нам удалось отстоять все параметры, которые были представлены по агропромышленному комплексу», - добавил В. Денисов.
Заместитель председателя Комитета по вопросам продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Бундестага ФРГ Манфред Хельмут Цёльмер в своем выступлении подчеркнул, что нынешний всемирный экономический кризис является самым большим потрясением со времен Второй мировой войны. Он также отметил, что несмотря на кризис, сельское хозяйство остается приоритетом мировой экономики, и «ему необходимо обеспечить будущее».
Tакже выступил заместитель министра – статс-секретарь Министерства сельского хозяйства России Александр Петриков. Он рассказал участникам «круглого стола» об итогах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2008 году и перспективах ее реализации в 2009 году в условиях кризиса. Говоря о перспективах развития агропромышленного комплекса, он отметил, что «дальнейшие темпы должны быть обеспечены в сельском хозяйстве за счет вовлечения необрабатываемых сегодня земель и повышения эффективности ресурсов».
Участники мероприятия также обсудили вопрос о развитии сельских территорий, сельское хозяйство как фактор продовольственной безопасности России, внедрение современных технологий в сельское хозяйство.
На «круглом столе» прозвучали различные предложения. В том числе Государственной Думе рекомендуется ускорить принятие законопроектов, направленных на упрощение и совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения и законодательного обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2009 года с учетом изменившихся экономических условий. Правительству России было рекомендовано ускорить разработку проекта «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов прокомментировал итоги работы круглого стола:
«С целью поддержания доходов сельхозпроизводителей Госдума в текущем году приняла целый ряд важных поправок в закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей и на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд. рублей, 10 млрд. рублей на компенсацию дополнительных затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива, а также в целях преодоления дефицита кредитных ресурсов увеличен уставной капитал "Россельхозбанка" на 31,5 млрд. рублей, предусмотрено ежегодное дополнительное ресурсное обеспечение Госпрограммы в объеме 21 млрд. рублей.
Эти средства должны быть направлены, в частности, на увеличение субсидий на племенное животноводство; поддержку региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства, развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности и системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; проведение закупочных и товарных интервенций зерна.
Как отметил председатель Комитета, анализ экономической ситуации показывает, что реализация Госпрограммы сегодня происходит в других макроэкономических условиях по сравнению с теми показателями, которые использовались при ее разработке. Произошел значительный рост цен на материальные ресурсы, которые потребляет сельское хозяйство. Основной проблемой является диспаритет цен.
Участники "круглого стола" в своих выступлениях говорили о том, что для дальнейшего развития сельского хозяйства страны необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих эффективному, экономически выгодному функционированию сельхозорганизаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также создание условий для устойчивого развития сельских территорий как одной из основных стратегических целей государственной аграрной политики.
В.Денисов напомнил, что с 2009 года начинается реализация новых направлений Госпрограммы, в частности: поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов; поддержка экономически значимых региональных программ; регулирование рынка молока и молочной продукции. Также предусмотрен переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.
«Усилия государства и осуществляемые меры, направленные на поддержку отечественного сельхозпроизводства, способствуют стабилизации ситуации в сельском хозяйстве и обеспечению ее продовольственной безопасности. Имеются положительные примеры эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов, таких, как мясо птицы, сахар, подсолнечник, а также проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна», - подчеркнул глава аграрного Комитета.
«Для осуществления важных социально-экономических проектов на селе необходима более четкая координация усилий Государственной Думы, федеральных министерств, законодательных органов и органов управления АПК субъектов РФ с банковскими, кредитными, торговыми, транспортными и другими структурами.
Разработка предложений по функционированию агропромышленного комплекса России в условиях глобального кризиса должна осуществляться с учетом мирового опыта развития аграрного сектора. В этой связи Комитет по аграрным вопросам в рамках проекта "Российско-германский аграрно-политический диалог" планирует активизировать работу по изучению практики и применяемых в Германии и странах ЕС мерах по развитию сельского хозяйства в условиях экономического кризиса.
Сегодня очень важно повысить эффективность торговой политики для обеспечения стабильности рынков сельхозпродукции. Предстоит развивать биржевую торговлю продукцией сельского хозяйства. Таможенно-тарифную и нетарифную политику регулирования импорта продовольствия надо проводить в интересах отечественного агропромышленного комплекса. Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки производства, переработки, хранения и реализации сельхозпродукции от поля до прилавка," - сказал в заключении В. Денисов.
В рекомендациях, принятых за основу, Государственной Думе рекомендовано:
В целях повышения эффективности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации необходимо ускорить принятие законопроектов по внесению изменений в законодательные акты РФ в части упрощения и совершенствования оборота земель сельхозназначения и законодательного обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2009 году и последующих годах с учетом изменившихся экономических условий, оптимизации бюджетных расходов, а также усилить контроль за эффективностью использования бюджетных средств в субъектах РФ, выделяемых в рамках программы антикризисных мер.
Обеспечить уточнение порядка разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в осуществлении государственной политики развития сельских территорий, включая разработку системы критериев и показателей деятельности органов власти при регулировании сельского развития.
В целях повышения доступности к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее земельно-ипотечные отношения в части ускоренного оформления земельных участков в собственность субъектов предпринимательской деятельности АПК, выработать критерии и систему мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и проработать правовой механизм, обеспечивающий изъятие у собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых в течении трех лет по назначению.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано: разработать и принять дополнительные законодательные и нормативные правовые акты о развитии сельского хозяйства регионов, предусмотрев поддержку сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в целях стабилизации развития сельского хозяйства Федерации; а также принять комплекс действенных мер, направленных на содействие устойчивому развитию региональных рынков продовольственных товаров, и недопущение необоснованного роста цен на товары первой необходимости, а также мер направленных на соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечение доступа местных товаропроизводителей к торговым сетям и другим местам торговли.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной Думы РФ

Новое место статьи