ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 06 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Топор или гербициды?

Изменения требований ОАО «РЖД» по содержанию трасс

Причинами катастроф на железной дороге зачастую становятся выбегающие на пути животные или вырвавшийся автомобиль. Машинист попросту не успевает среагировать на возникшее препятствие из-за ограниченной видимости, связанной с подступившей к магистрали древесно-кустарниковой растительности!

С тех участков магистралей, где рост травы и кустарника не регулируется все чаще приходят сводки о возникшем пожаре из-за сухой травы и кустарника, либо о замыкании верховой контактной сети, связанной с наклонением на высоковольтную линию аварийных деревьев, что приводит к задержке поездов и экстренному выезду бригады к месту аварии.

На первый взгляд, с точки зрения простого обывателя, обкос травостоя и кустарников несет исключительно эстетическую функцию, в то же время правление РЖД бросает все средства и силы, на организацию полноценных полос отвода, ставя внешний вид зон отчуждения вокруг магистрали на последнее место. На первом же месте стоит безопасность эксплуатации дороги!

В целях осуществления контрольных функций над ростом сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности, управления железных дорог организуют мероприятия, посредством аукционов и выбором подрядчиков на подавление прорастания семян, ликвидации травянистой растительности, которой все же удалось прорасти, и регулируют высоту древесно-кустарниковой растительности. Реализовывать эти программы, подрядчики берутся, вооружившись, как правило, мульчерами и травокосилками — в случае борьбы с деревьями и кустами, и опрыскивателями с жидкими гербицидами — для остановки популяции в зоне отчуждения травяной растительности.

ОАО «РЖД» тратит ежегодно порядка 70 млн. рублей на осуществление борьбы с растительностью, так как необходимо создавать хорошую доступность видимости пути, особенно на тех участках дорог, где ходят высокоскоростные поезда «Сапсан».

Подрядчиков на содержании железнодорожной магистрали отныне обязывают проводить комплексную обработку железнодорожного полотна и полосы отвода. Комплекс включает в себя химическое подавление потенциала травянистой растительности на полотне и полосе отвода воздействием водяного раствора гербицидов, и механическое воздействие на древесно-кустарниковую растительность. Так как механическая обработка (обрезка, вырубка без корчевания) только стимулирует дерево к росту, подрядчиков обязывают после мульчирования (измельчения деревьев и кустов на корню посредством мульчера на тракторе или экскаваторе) вторым этапом обрабатывать гербицидами для подавления потенциала роста.

Многие подрядчики для протравки после мульчирования активно применяют гербициды на основе сульфометурон-метила на железнодорожной магистрали. Их особенностью, как гербицидов почвенного действия, является фитотоксичность в течение 1,5—2 лет после внесения. Исключительное удобство использования после мульчирования таких препаратов то, что инертным наполнителем для гранулированного гербицида выступает мульча, полученная после измельчения древесно-кустарниковой растительности мульчером. Таким образом, применение мульчера, а не только протравка полосы отвода гербицидом без механического воздействия, приводит к оптимизации затрат, уменьшению себестоимости проведения работ, ведь после мульчера остается мульча которая заменяет другие инертные материалы такие как опилки или песок, которые нужно закупить, и доставить на место проведение работ.

По данной технологии работают подрядчики на многих участках дороги. Так, на Печерской дистанции Сосногорского отделения Северной железной дороги подрядчик определил для себя стратегическую тактику борьбы с растительностью в комплексе средств механизации, которые представляет трактор в паре с итальянским механическим мульчером, а так же отечественная туковая сеялка РТТ-4,2, которой вносят гранулированные гербициды.

Такой «двойной удар» позволяет РЖД минимизировать расходы, и уменьшать длительность окон, необходимых для организации данных мероприятий, а так же позволяет осуществлять срезку поросли не чаще, чем раз в 5—8 лет! Помимо того, у железнодорожной отрасли есть необходимость создавать эффективные средства механизации, совмещающих срезку растительности с распределением гербицидов.

С. Путилин

Новое место статьи