ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 02 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Органический обман?

По словам экспертов, очень часто так называемые органические продукты питания — не что иное, как попытка ввести в заблуждение потребителей

Органическая продукция — модное веяние последних лет. Считается, что покупка продукта с пометкой «органик» — показатель заботы о своем здоровье, образованности и даже элитарности покупателя.

В этом мнении есть доля правды — органические продукты действительно абсолютно безопасны для здоровья и стоят недешево — логично, что для того, чтобы их приобрести, нужно, по меньшей мере, иметь такую возможность.

Но, к сожалению, зачастую бывает так, что люди, не представляя себе, что именно значит понятие «органический продукт», переплачивают за подделку, которая не имеет никакого отношения к органической продукции. Чтобы этого избежать, нужно четко понимать, как отличить настоящую продукцию «органик» в многообразии привлекательных продуктов питания на полках магазинов.

Что же такое органическое питание?

Органические (или био-) продукты, чтобы называться таковыми, должны отвечать всем базовым требованиям, установленным для продуктов такого рода. Что же это за требования?

Отсутствие в составе такого питания минеральных удобрений, антибиотиков, пестицидов, ГМО, искусственных добавок для ускорения роста и развития. Одним словом, органическое питание должно быть создано из экологически чистых продуктов, выращенных без применения минеральных удобрений и, уж тем более, без разного рода химических пестицидов. Допускается использование органических удобрений и средств борьбы с вредителями, основанных на экстрактах растений и дрожжах.

С сорняками, как правило, при выращивании органического питания, борются механическими методами. Условия произрастания и сбора сырья для органического питания должны быть максимально приближены к естественным.

Упаковка органических продуктов также не должна содержать в себе опасных веществ, которые могут попасть в сами продукты - например, антибиотиков. Отсутствие консервантов, красителей, стабилизаторов, улучшителей вкуса и других химических компонентов.

При производстве органического питания допускаются только натуральные консерванты и ароматизаторы.

Животные, производящие органическое питание, должны получать только органический корм, а также, не подвергаться воздействиям гормональных инъекций.

Одним словом, по всем правилам органического производства должны быть выращены не только органические продукты растительного происхождения, но также коровы и птицы, дающие яйца, молоко и мясо с пометкой «органик».

Упаковка органического питания должна быть произведена только из экологически чистых природных материалов, одобренных

Обработка продукции перед упаковкой также не должна включать в себя химическую консервацию, обработку фенолами, газацию и т.д.

Получение органического питания должно производиться вручную, без применения промышленных способов. Например, жуков на поле собирают вручную, коров доят также руками — ну и далее, по списку.

Промывка и содержание органических продуктов питания производится отдельно от иных видов продуктов. Органическое питание промывается с помощью чистой воды, а упаковывается на специальном оборудовании, предназначенном именно для органической продукции.

Самое главное — вся органическая продукция должна быть сертифицирована.

В наших супермаркетах также продается продукция, обозначенная, как органическая, однако насколько написанное соответствует действительности?

Как заявил в интервью echo.az глава Союза свободных потребителей Эюб Гусейнов, если говорить об органике, то часто это не что иное, как банальный обман потребителей, реклама, вызванная острым желанием продать свой продукт подороже.

«Лучше бы производители указывали на продуктах, что в них содержатся ГМО, от этого было бы гораздо больше толка. Несмотря на то, что в Азербайджане был принят закон об «Экологически чистых сельскохозяйственных продуктах», а также закон о том, что ГМО продукты обязательно должны маркироваться, на деле этого не происходит. В связи с этим 16 марта 2014 года президент Азербайджана даже издал указ об усовершенствовании рынка сельского хозяйства и продуктов питания», — отметил Э. Гусейнов. По его словам, органические продукты обычно стоят дороже обычных.

«У нас в стране к органическим продуктам можно отнести только те, которые выращиваются в сельской местности без химикатов, удобрений. Что касается продуктов с надписью органика, продающихся в столичных супермаркетах, то часто они вызывают большие сомнения, так как у нас не проводится нормальная лабораторная экспертиза завозимых продуктов питания», - сообщил Э. Гусейнов.

Как отметил в беседе с echo.az начальник отдела питания Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Азербайджана Имран Абдуллаев, в стране имеется закон об «Экологически чистых сельскохозяйственных продуктах», и на основании него все реализуемые продукты питания в нашей стране должны быть максимально полезными.

«К сожалению, в Азербайджане не производятся органические продукты питания, зато в нашей стране выращиваются органические сельскохозяйственные культуры, они выращиваются в высокогорных районах страны.

При выращивании таких сельскохозяйственных культур не используются пестициды, химикаты, и если все данные требования соблюдались, то данные продукты смело можно отнести к органическим. Они, безусловно, очень полезны для здоровья, но таких продуктов, к сожалению, в стране очень мало.

Что касается привозных продуктов питания, то в том случае, если на упаковке указывается, что продукт органический, то к ним должны предъявляться самые высокие требования, и они должны отвечать всем стандартам и норма. Но, конечно, проверить, является ли продукт органическим, на глаз невозможно, это можно сделать только в лабораторных условиях», - отметил И.Абдуллаев.

Между тем Euromonitor International подготовил доклад, как меняются в мире тенденции потребления пищи. Неизменным спросом пользуются только полуфабрикаты и другие продукты в упаковке.

До кризиса многие потребители пытались совместить легкость приготовления с пользой для здоровья и покупали органическую еду. Но сейчас доверие к таким продуктам подорвано.

В Euromonitor проанализировали продажи фасованных продуктов. Это довольно широкий набор различной пищи: и полуфабрикаты вроде супов, крупы, консервы, детское питание, йогурты и многие другие продукты в фабричной упаковке. Часть этих продуктов, согласно требованиям и классификации различных стран, относятся к органическим.

Продажи органических продуктов растут в последние несколько лет. Но пик роста продаж таких продуктов пришелся на докризисные 2005—2007 годы, а затем в кризис 2008—2009 годов темпы роста продаж резко обвалились и до сих пор не восстановились до докризисных значений.

В Euromonitor уверены, что в ближайшие годы темпы роста продаж органических продуктов немного замедлятся, но их доля в общих продажах будет расти. Дело в том, что люди так и поняли, что же такого особенного в органических продуктах, которые стоят куда дороже обычных.

При этом спрос на органическую еду различается в зависимости от страны. В США, в Европе и Австралии доля упакованной органической еды в потреблении достаточно высока. А вот в менее развитых странах, например в государствах Латинской Америки и Восточной Европы, в том числе и в России, доля таких продуктов в потреблении минимальна.

В Euromonitor объясняют слабый спрос на органическую продукцию целым рядом причин. Во-первых, обычно упаковка органической еды на 58% дороже обычной. Во-вторых, люди сомневаются, что она действительно полезна для здоровья. К тому же часто приходится покупать не один вид органической пищи, а переводить весь рацион питания семьи на органику, что довольно дорого.

Продажи упакованной органической еды подрывает и то, что люди уверены, что еда в упаковке просто не может быть полезной. Примерно 50% немцев, чуть более 40% французов и более 30% американцев полагают, что происхождение еды и ее полезность важна при покупке свежих, а не переработанных продуктов.

Да и сам термин «органические продукты» вызывает сомнения. Для россиян, участвовавших в опросе Euromonitor, органические продукты - это экологически чистые продукты, при этом лишь небольшая доля россиян учитывает, что подобные продукты должны соответствовать законодательным требованиям. А вот для французов важно именно соответствие законодательству.

При этом для французов не так важно естественное происхождение продуктов. Для индийцев важно естественное происхождение еды, лучше всего, чтобы ее выращивали где-то поблизости. Для немцев важно, чтобы производство продуктов не вредило окружающей среде, а для китайцев - чтобы органические продукты были более полезны, чем неорганические.

Упакованные органические продукты покупает средний класс. У этих людей, как правило, мало времени на готовку, они озабочены своим здоровьем, и у них достаточно средств на приобретение таких товаров. Играет свою роль и забота об окружающей среде.

Наиболее популярными в магазинах являются упакованные органические молочные продукты, выпечка и готовая еда, а также детское питание. При этом самый высокий уровень проникновения органической продукции, то есть ее самая высокая доля в продажах, опять же в категории детского питания и различных спредов.

Органическая составляющая в детском питании, например, кажется особенно важной для потребителей из Западной Европы, Латинской Америки и Северной Америки. А вот азиаты и жители Восточной Европы почти не покупают органическое детское питание.

Кстати, крупные компании не продают органическую еду.

Рост продаж органической еды ставит производителей перед дилеммой. Вопрос в том, развивать ли массовые бренды органики или предлагать какие-то дорогие органические продукты класса премиум. Пока крупные производители продуктов питания не спешат добавлять к своему ассортименту органические товары.

Фактически органические продукты производят только небольшие компании. Сейчас в секторе активно происходят слияния и поглощения. На российском рынке из крупнейших мировых брендов наиболее известна компания Hipp, производящая детское питание.

С. Алиева, Н. Алиев, www.echo.az

Новое место статьи