ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 08 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Оригинальные и пост-патентные препараты: тенденции в области СЗР

Доминирование рынка пост-патентных агрохимикатов подстегивает разработки новых видов СЗР

Доминирование роста рынка пост-патентных средств защиты сельскохозяйственных культур, не означает прекращения инноваций. В действительности, это подстегивает разработки новых видов усовершенствований и специализаций, имеющих уникальную ценность для фермеров и сельского хозяйства в целом. В индустрии средств защиты сельскохозяйственных культур когда-то доминировала запатентованная продукция. Но, по мере того, как известные препараты выходили за пределы сроков действия их патентов, использование непатентованных средств значительно выросло. Выведение на рынок патентованных продуктов постепенно шло на убыль в течение нескольких десятилетий, и, после пика, достигнутого в середине 1980-х годов, способность отрасли, предлагать на рынке новые активные препараты в целом снизилась. В 1990-х годах в среднем на рынок выводилось в год 12,7 таких препаратов, в 2000-х годах - уже 10,3 а в 2010-х годах и до настоящего времени на рынке бывает представлено 7,3 активных средств ежегодно. Процесс разработки новых активных препаратов также замедляется: в 2013 году вся отрасль смогла представить примерно половину от количества тех новых активных средств, которые были вновь представлены на рынке всего лишь чуть более десяти лет назад. Жесткие нормы как фактор давления Множество факторов привело к нынешней ситуации. Среди них высокая стоимость появления нового продукта на рынок. Затраты на разработку новых продуктов выросли на целых 40% с 1990 года, достигая сумм в сотни миллионов долларов на каждое новое средство. Основным фактором влияющим на ситуацию является более строгая нормативно-правовая база, которая требует соблюдения все более жестких ограничений в сфере безопасности и здравоохранения для каждого нового продукта. Например, в ЕС обязательным является проведение более чем 100 видов специализированных тестов на определение физических и химических свойств новых активных ингредиентов, процедур анализов на токсичность и исследований процессов обмена веществ, остатков урожая сельскохозяйственных культур, охраны окружающей среды и экотоксикологических исследований, и, конечно, экономической эффективности. Резкое увеличение нормативного давления на все активные ингредиенты, как новые, так и уже применяемые, - не ограничивается только Европой, но стало существенным на каждом рынке во всем мире. С уменьшением числа внедряемых новых активных препаратов, использование непатентованных продуктов выросло. Доля компаний, предлагающих исключительно непатентованные средства защиты сельскохозяйственных культур увеличилась на рынке от примерно 20% в 1995 году до 30% в 2012 году. И, поскольку, компании, ориентированные на проведение исследований, также предлагают на рынке непатентованные средства, то в целом, доля непатентованных препаратов на рынке на самом деле гораздо больше. По данным компании Kleffman Group, в 2013 году доля непатентованных препаратов составляла 78% рынка. Сроки действия патентов еще 12% средств защиты растений, представленных на рынке, истекают в течение пяти лет.
Даже если такое положение дел может считаться «золотым веком» для непатентованных компаний, заглядывая вперед, можно предвидеть, что компаний, предлагающие пост-патентные препараты, не всегда будут успешными. Способность этих компаний успешно конкурировать на рынке агрохимической продукции будет основываться на двух факторах: потенциальной возможности регистрации своей продукции и способности сделать выгодное ценовое предложение для клиента. Потенциальные возможности регистрации В связи с нарастающей строгостью нормативных требований на агрохимическом рынке, регистрационная экспертиза становится важнейшим способом для провайдеров непатентованной продукции утвердиться на рынке. Увеличение давления нормативных ограничений, о котором мы упомянули ранее, распространяется на все виды препаратов, патентованных и непатентованных. Помимо необходимости просто перерегистрировать существующие непатентованные средства, компании, которые выводят на рынок новые смеси, составы, и другие нововведения, обязаны решать вопросы нормативно-правового характера для того, чтобы получить доступ на рынок. Правила, связанные с защитой сельскохозяйственных культур различаются в каждой стране или регионе, и успешные компании, занимающиеся средствами защиты сельскохозяйственных культур, должны обладать юридическими знаниями и возможностями для их применения на любой территории, где распространяется их продукция. Задолго до того, как спецификации продуктов должны быть представлены в регулирующие органы, компании должны понимать соответствующие правовые и научные ограничения и требования, собирать, сопоставлять и оценивать научные данные. Эффективные действия в сфере нормативно-правового регулирования могут сократить время выхода продукции на рынок, предоставляя компаниям значительное конкурентное преимущество. Многопрофильная нормативная экспертиза является аспектом, которому должно быть уделено главное внимание со стороны успешных компаний, занятых в отрасли производства средств защиты растений в современной инновационной и конкурентной среде. Пост-патентные инновации и специализации - ключ к успеху Компании, занятые в производстве пост-патентных средств, которые когда-то обеспечивали себе краткосрочные ценовые преимущества путем организации поставок непатентованных препаратов из Китая, неожиданно обнаруживают, что ситуация изменилась. Способность компаний, занятых в производстве препаратов защиты растений на всех рынках и по всему миру эффективно использовать китайские источники, стала широко распространенной практикой и больше не является гарантией любого устойчивого конкурентного преимущества. Инновации и специализации в разработке средств защиты растений – это теперь не только разработка и внедрения новых активных ингредиентов. Приближением к фермерам, стремлением понять их проблемы, сообразительные компании, занимающиеся средствами защиты сельскохозяйственных культур, находят неосвоенные «белые пятна» в их потребностях. Сосредоточив внимание на конкретных потребностях фермеров, компании могут производить уникальные смеси и составы, предназначенные для повышения урожайности фермерских полей. Однако, сверх обеспечения обычного уровня потребностей, необходимых для улучшения урожайности, есть и другие возможности. Таких как, как, например, предоставления фермерам более удобных, практичных и безопасных вариантов упаковки, или предоставление инновационных программ финансирования. Фермеры жаждут предложений таких предложений. Поставщики пост-патентных средств защиты растений пользуются этой возможностью, чтобы лучшим образом позиционировать себя, применяя инновации в этих областях. Проще, меньше, экологичнее Сталкиваясь с похожими друг на друга продуктами, которые решают те же базовые потребности защиты растений, фермеры предпочитают продукты, которые делают их жизнь легче или помогают им работать рациональнее. Рассмотрим случай защиты от нематод, которые из-за которых ежегодно теряется урожай на сумму от 80 до 125 млрд долларов по всему миру. Применение обычных нематоцидов требует от фермера применения тяжелых индивидуальных средств защиты (СИЗ) для безопасного применения таких препаратов и трудоемкого размещения пластикового покрытия над полями. Компания Adama решила выйти на этот рынок, разработав средство Nimitz, которое позволяет фермерам, избежать излишних расходов и необходимости применять тяжелое снаряжение. Она предложила раствор, который фермеры могут распылять, будучи одетыми в обычную одежду и пользуясь простой маской для дыхания. Новые препараты из числа пост-патентных средств также могут открыть дверь к новым и усовершенствованным видам их использования. Например, механизм замедленного воздействия препарата, который освобождает фермера от зависимости от определенного временного графика и снижает общее количество остаточных осадков этого средства защиты растений. Другой инновационный путь для решения проблем фермеров является метод использование уникальных составов, уменьшающих содержание активного ингредиента в старых средствах защиты растений. Такие средства предлагают экологические преимущества, а также выгодные решения с точки зрения логистики, поскольку уменьшают количество препарата, которое необходимо будет применять и снижают потребность в пространстве для его хранения на складе. Новые пост-патентные активные ингредиенты могут объединяться в смесях новых препаратов, чтобы утвердить новые ценовые уровни на рынке. Используя один продукт с двумя, предварительно смешанными новыми препаратами, фермеры могут отказаться от целого цикла применения прежних средств для защиты растений, что делает их рабочий день более эффективным. Смеси также могу оказать помощь в преодолении сопротивляемости сорняков, которая является серьезной проблемой. По данным Международного обследования гербицидоустойчивых сорняков, в мире насчитывается 461 уникальный случай проявления сорняками устойчивости к гербицидам. Упаковка – плюс к продажам Упаковка средств защиты растений также весьма значимый вопрос, как потенциальная сфера специализации. Примером тому, служит одно недавнее усовершенствование, появившееся на рынке канистр, которое входит в состав специально разработанной конструкции ранцевого распылителя и позволяет фермерам облегчить процесс зарядки оборудования и устраняет утечки. Упаковка может быть разработана с целью облегчения ее дальнейшей переработки, или предоставления возможности фермеру визуально определять период времени, оставшийся до заказа новой партии продукта. Это позволяет экономить время фермера и количество отходов продукта. С учетом значимости складских помещений, компании, предлагающие средства защиты растений, могут получить преимущество, разрабатывая продукты, специально упакованные их для эффективного хранения, а именно: для снижения пространства, занимаемого на полках или времени загрузки. Компании, производящие средства защиты растений, также могут дифференцироваться по предоставлению услуг в других областях, обеспечивающих дополнительную прибыль. Это может быть предоставление финансирования или бартерные услуги, или извлечение прибыли от распространения технологических инноваций, таких как, например, точное земледелие. Технологии, такие как использование дронов и заглубленных датчиков, все активнее интересуют фермеров в самых разных странах. Чтобы получить эти конкурентные преимущества, компании защиты растений могут сотрудничать с созданными компаниями в сфере сельскохозяйственных технологий. Независимо от того, разрабатывается решение в одной компании или в рамках партнерства, ясно одно – чтобы сохранить свое место на рынке следует идти в ногу с новыми технологиями по мере того, как вся отрасль продвигается вперед. Интеллектуальная собственность и «china-фактор» Защита созданной интеллектуальной собственности с помощью патентов возводит барьеры для входа на рынок для других компаний. Таким образом, возможность генерирования патентов становится дополнительным способом для разграничения компаний и достижения конкурентных преимуществ. Но в современном мире не каждый тип инноваций на средство защиты растений может быть запатентован. Инновации и специализация может проявляться не только в продуктах, но и в новом деловом мышлении, а также в генерации инновационных бизнес-моделей. Новый подход к такому значительному рынку агрохимической промышленности, каким является Китай, может представлять интерес для компаний-поставщиков пост-патентных препаратов, стремящихся получить конкурентные преимущества. И компании будут в состоянии поддерживать извлечение долгосрочных и устойчивых выгод из сотрудничества с Китаем в том случае, если смогут воспользоваться операционными, а также коммерческими преимуществами, которые Китай может им предложить. Закрепление компании в Китае предоставит ей возможность не только более эффективно использовать местные товары, но и получить доступ к уникальному опыту китайских специалистов. Может быть, даже более важным окажется то обстоятельство, что, в связи с увеличением размера китайской сельскохозяйственного рынка, те немногие компании, производящие средства защиты растений, которые в состоянии будут эффективно организовать свое коммерческое присутствие внутри Китая, станут совершенно уникальными компаниями, извлекающими прибыль из такой исключительной возможности. Перспективы Рынок пост-патентных средств защиты растений растет и будет продолжать расти. Компании приспосабливаются к нему совершенно по-иному, чем они делали это 15 лет назад. Успех больше не зависит исключительно от того, сколько новых активных ингредиентов находятся в портфеле компании. Важно то, как компания распоряжается этими препаратами, какими возможностями по регистрации и защите своей интеллектуальной собственности она располагает для поддержки своей инновационной деятельности и специализации. Рост рынка требует от компаний-производителей непатентованных препаратов предоставления дополнительных услуг для фермеров, а не сосредоточения исключительно на ценовой конкуренции. Сосредоточив внимание на выработке комплексных решений, которые отвечали бы потребностям фермеров, а также на освоении инновационного делового подхода, компании, производящие непатентованные средства защиты растений, укрепляют отношения с дистрибьюторами и клиентами, получая дополнительную прибыль. И эта прибыль может быть вновь инвестирована в инновации. Это свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности компаний-производителей пост-патентных средств защиты сельскохозяйственных культур.

Перевод: Владимир Францкевич

Новое место статьи