ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 04 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Взаимовыгодное партнёрство, но никакого слияния

Monsanto и BASF могут извлечь большую выгоду от партнёрства после продажи Syngenta

Monsanto может начать расширять свою деятельность в сфере агрохимикатов путём углубления партнёрских отношений с немецкой компанией BASF после того как ChemChina сумела опередить американцев в стремлении приобрести производителя семян и пестицидов Syngenta.

Растущее население планеты, ограниченные сельхозугодья, увеличение уровня потребления мяса и использование биотоплива повышают спрос на всё, что улучшает аграрную производительность, и BASF также стремится к расширению в нормально-развивающемся рынке с высокой рентабельностью.

Но в то же время BASF не желает продавать своё пестицидное подразделение. Последние громкие объединения в отрасли привели к тому, что в настоящее время германская компания рассматривается банкирами и аналитиками в качестве наиболее вероятного партнёра для более тесного союза с Monsanto, с которой она уже итак сотрудничает.

В Monsanto на протяжении длительного периода утверждали, что компании необходимо приобрести или объединиться с большим производителем агрохимических веществ, поскольку фермеры будут всё чаще искать единого поставщика семян, пестицидов и цифровых услуг, таких как распыление и сбор урожая при помощи спутниковой навигации, что позволяет оптимизировать работу в поле.

После неудачной попытки приобрести Syngenta в 2015 году, компания из США оказалась под большим давлением. Ведь три из шести самых крупных в мире игроков на рынке агрохимикатов и семеноводства в настоящее время уже вышли из игры.

«Помимо Monsanto, остальные игроки находятся в относительно спокойном состоянии», — заявил менеджер инвестиционного банка, работающего в химической промышленности.

Банкир сказал, что вероятным исходом станет более тесное сотрудничество между Monsanto и BASF, хотя это не приведёт к совместному использованию сельскохозяйственного бизнеса BASF, который занимает третье место на мировом рынке пестицидов.

На основе коэффициента стоимости предприятия, по которому ChemChina сделало предложение для Syngenta, подразделение агрохимикатов BASF можно было бы оценить в 21 млрд евро, или же в пределах 15 млрд евро, если основываться на средних торговых коэффициентах стоимости предприятия за последние два года.

Сделка китайской государственной компании ChemChina по покупке Syngenta за 43 млрд долларов и декабрьское соглашение по слиянию пестицидного и семеноводческого бизнеса между DuPont и Dow Chemical в последние месяцы резко изменили сельскохозяйственный рынок.

Среди аналитиков и инвестиционных банкиров существует консенсус, что Syngenta теперь не будет самостоятельным игроком, поскольку в мире нет компаний, которые были бы готовы перекрыть предложение ChemChina, объём которого в 16,4 раза превосходит основные доходы Syngenta за 2015 год, включая чистую задолженность.

Это сопоставимо с 11,2 и 11,7 среднего торгового коэффициента для Syngenta и Monsanto соответственно за последние два года, свидетельствуют данные Thomson Reuters StarMine.

«Устранение Syngenta с площадки слияний и поглощений оставляет Monsanto несколько вариантов для формирования комплексного портфеля», — сказал старший аналитик Bernstein Джонас Оксгаард.

BASF и Monsanto могут сформировать крепкий союз с общими научно-исследовательской и торговой организациями, которые могли бы стать первым шагом на пути формирования совместной компании, добавил аналитик.

Гибкая модель

BASF, крупнейший в мире химический концерн по объёму продаж, разрабатывает улучшенные характеристики растений, такие как устойчивость к засухе, но полагается на партнёров, среди которых наиболее крупным является Monsanto, чтобы доставить на рынок готовую семеноводческую продукцию.

Эти две корпорации сотрудничают в области исследований и модифицирования растений с 2007 года, причём BASF выделяет на эти цели около 150 млн евро в год.

На главного исполнительного директора Курта Бока оказывается давление, чтобы химический гигант улучшил свои позиции на рынке. Однако сам рынок, в свою очередь, столкнулся со слабым ростом и давлением со стороны конкурентов из развивающихся стран, производящих химикаты и пластмассы. Агрохимикаты — это один из способов решить задачу по укреплению позиций BASF.

Несмотря на текущую вялость сельскохозяйственных рынков, агрохимическое подразделение BASF за последние четыре года в основном приносило неплохие доходы, которые были примерно на 10 % выше средних показателей группы.

Для BASF углубление союза с Monsanto может стать хорошей возможностью увеличить своё присутствие на сельскохозяйственном рынке, причём это удобно будет сделать в качестве партнёра, а не владельца семеноводческого предприятия.

«Это очень гибкая модель, которая позволяет участвовать в рынке семян без собственных семенных активов в портфеле», — говорится в письменном заявлении группы, где, впрочем, не даётся подробных комментариев о дальнейшем развитии.

В заявлении также указано, что бизнес и широкая сеть Monsanto делают компанию «инновационным партнёром выбора».

«У нас есть крепкий автономный план роста, и наши владельцы акций могут быть уверены в том, что мы будем продолжать оставаться дисциплинированными», — подчёркивается в заявлении BASF.

Bayer, второй игрок на мировом рынке пестицидов после Syngenta, в ближайшие несколько лет, скорее всего, также испытает все прелести «игр» в слияния и поглощения. Однако, вероятнее всего, леверкузенская компания будет придерживаться той точки зрения, что корпоративная культура и бизнес-стратегия Monsanto в значительной степени несовместимы с философией самой Bayer.

Bayer исключил возможность продажи своего производства в сфере защиты растений.

Источник Reuters. Перевод: Олег Абарников

Новое место статьи