ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 06 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Капуста выросла. В цене

Почему нынешним летом овощи и хлеб подорожали.За первые 6 месяцев года цены на плодоовощную продукцию выросли на 38,6%!

Сейчас много говорят о тревожных итогах инфляции за первую декаду июля. Они действительно несколько выше, чем прошлым летом. Однако нас успокаивают - за год рост цен удастся удержать в заданных рамках, и в среднем он не превысит 8 процентов. Но дело не только в итоговых показателях. Суть проблемы значительно глубже.
Из года в год инфляция неуклонно снижается. Но очень непросто убедить среднестатистического россиянина в том, что на этом фронте у нас уже все в порядке. По данным ВЦИОМа, большинство россиян (52%) считают, что инфляция в России очень высока. Если сопоставлять ее по потребительской корзине бедной и среднеобеспеченной частей населения с их доходами, то окажется, что и зарплата бюджетников фактически не растет, и у пенсий прибавка микроскопическая. То, что инфляция больнее всего бьет по бедным и среднеобеспеченным семьям, доказывается и данными Росстата. В среднем стоимость минимального набора продуктов питания в конце июня составила 1666,3 руб. в месяц. По сравнению с концом мая она увеличилась на 4,8% (с начала года - на 13,1%). Напомню, что общий показатель инфляции с января по июль - 5,7%.
За счет чего же достигнуто такое безрадостное опережение? Тот же Росстат сообщает, что за первые шесть месяцев года цены на плодоовощную продукцию выросли на 38,6%! Причем в одном только июне овощи стали дороже на 22,3%, в том числе капуста белокочанная свежая - на 35,3 процента, морковь - на 30,5%. Среди остальных продовольственных товаров существенный прирост цен отмечался на куриные окорочка, икру лососевых рыб. Подорожали мука, отдельные виды хлеба и булочных изделий, крупа, горох, фасоль, овсяные хлопья, кофе, безалкогольные напитки и мороженое.
Обратите внимание: за исключением икры и мороженого, наибольший рост цен пришелся на продукты, составляющие основу рациона питания малообеспеченных и значительной части среднеобеспеченных семей. В стоимости минимального набора продуктов питания в июне доля самого дешевого - куриного мяса, хлеба, крупы, макаронных изделий, а также плодов и овощей - более 50%. А вот на подешевевшие яйца приходится всего 2,1% стоимости этого набора.
Среди непродовольственных товаров тоже есть свои рекордсмены. По-прежнему наибольшие темпы прироста цен отмечаются на строительные материалы. С одной стороны, это хороший факт, который свидетельствует об увеличении объемов жилищного строительства. Но, с другой стороны, эти цифры относятся к розничной торговле, где цементом, кирпичом и пиломатериалами затариваются те, кто своими силами пытаются построить себе дом или отремонтировать квартиру. Снова видим ценовой удар по среднеобеспеченным семьям, экономящим каждую копейку на то, чтобы вырваться к достойной жизни.
Кроме того, на 1-2,3% выросли цены на платья летние для девочек дошкольного возраста, футболки детские, летнюю обувь для женщин и детей, металлическую посуду и предметы домашнего обихода, на отдельные виды медикаментов. А это товары, в которых нуждаются все группы населения, не исключая все тех же, кто еле сводит концы с концами. Но и это еще не все подводные камни нынешней ситуации с инфляцией. За истекшие полгода на 12,7% подорожали плата за жилье и коммунальные услуги, на 11,9% увеличились тарифы проезда на общественном транспорте, на 10,5% нужно больше платить за услуги связи. В разгар массовых отпусков опережающими темпами растут цены и тарифы на услуги пассажирского транспорта, туризма и отдыха. И эти цифры - не в пользу благосостояния минимум половины нашего общества.
За последний год из-за нехватки денег более чем половине россиян (52%) пришлось отказаться от возможности провести отпуск так, как хочется. 35 опрошенных ВЦИОМом заявили, что не могли купить необходимые предметы домашнего обихода. Каждый третий был вынужден отказаться от лечения и от посещения кино. Еще 20% опрошенных заявили, что вынуждены ограничивать себя при покупке продуктов питания, отказываться от приема и посещения гостей, родственников (16%), оплаты образовательных услуг для детей (15%).
Хочу выделить только два рукотворных действия, каждое из которых внесло и продолжает вносить свой вклад в инфляционную копилку.
Прежде всего это реформа розничной торговли на городских рынках. Как известно, с 1 апреля этого года за прилавком может стоять только гражданин России. Но, во-первых, нашему продавцу надо платить больше, чем мигранту. Разница, естественно, покрывается за счет повышения цены. Во-вторых, из-за элементарной нехватки соотечественников, желающих торговать на базаре, просто сократилось число занятых там рабочих мест. На рынках Санкт-Петербурга, Брянска, Смоленска, Ульяновской области, Краснодарского края в начале июля этого года не использовалось примерно каждое третье торговое место, Архангельска, Новосибирска - каждое четвертое, Липецка - каждое пятое место. В-третьих, принятый недавно закон о розничных рынках требует радикального изменения организации там торговли, что во многих случаях приводит просто к их закрытию. В результате ту же капусту и морковку в разгар сезона можно купить только в магазинах, где, естественно, цены всегда выше, чем на рынке. Недавние новации стали причиной и массового закрытия непродовольственных рынков, где можно было приобрести дешевую одежду и обувь, зубную пасту и стиральный порошок. Поэтому не случайны и цифры Росстата об опережающем по сравнению с официальной инфляцией подорожании летних платьев, летней обуви, предметов домашнего обихода.
Второй рукотворный фактор, подстегивающий инфляцию для бедных и среднеобеспеченных слоев, - монополизм. Сколько лет уже ведется разговор о создании реальной конкурентной среды среди производителей газа, электроэнергии, цемента, перевозчиков. А воз и ныне там. Даже в электроэнергетике, где активно идет процесс дробления РАО "ЕЭС России" на отдельные компании, нам обещают чуть и не 50%-й рост тарифов в ближайшие годы. Или столь необходимый сейчас цемент. Здесь есть реальный российский монополист, который контролирует большую часть рынка. Поэтому разве можно удивляться тому, что цены на этот товар стабильно растут, сравнявшись (а в некоторых регионах - и превысив) европейский уровень. А это, в свою очередь, ставит под сомнение перспективы обеспечения населения доступным и комфортным жильем.
Кстати, отмеченное Росстатом удорожание туристских путевок и отдыха в России во многом связано с произошедшим в этом году уменьшением числа туроператоров. Просто-напросто ввели немаленькие, а часто - неподъемные финансовые гарантии в виде внесенных на банковские счета депозитов. С одной стороны, вроде бы избавились от сомнительных игроков на рынке туристских услуг, но, с другой стороны, переложили дополнительные расходы на потребителя, а заодно и внесли свою лепту в укрепление и без того невыносимого монополизма.
Так что же делать? Надеюсь, что навсегда ушли в прошлое рецепты типа регулирования цен. Ни к чему хорошему, как показывает и наш, и мировой опыт, это не приводит - появляется товарный дефицит, очереди, возобновляется приобретение даже самых элементарных продуктов "по знакомству". Единственный перспективный путь - бороться с монополизмом производителя, оптовика и торговца во всех его проявлениях, а также предпринять все возможные усилия для того, чтобы и бедные, и среднеобеспеченные семьи улучшали свое материальное положение быстрее, чем это происходит с ныне более удачливой частью работников. Дифференциация в доходах продолжает расти. Даже по официальным данным средний доход 10 процентов наиболее богатых наших сограждан уже в 15,3 раза превосходит такой же показатель по "низшим" 10 процентам. А ведь в прошлом году это соотношение было 14,8 раза. Для того чтобы переломить эту негативную тенденцию, нужна специальная государственная стратегия, включающая в себя давно назревшие реформы в бюджетной сфере, дополнительные меры поддержки нынешних пенсионеров, наконец, структурные преобразования в экономике, не оставляющие места для неэффективной (малооплачиваемой) занятости.
Е. Гонтмахер, "Российская газета"

Новое место статьи