ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 07 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Рынок биопестицидов на подъеме – факторы роста

В связи с растущим спросом на биопестициды мошенники начали продавать мертвых микробов

Синтетические и биологические вещества перестали быть автономными продуктами и все чаще объединяются в программах комплексной борьбы с вредителями, захватывая долю рынка СЗР в традиционном сельском хозяйстве, а не только в органическом.

«Задача состоит не только в том, чтобы научить производителей использовать биопестициды, но и научиться их правильно продавать в условиях интегрированной борьбы с вредителями культур», - говорит Майк Димок, вице-президент по разработке продуктов и техническому обслуживанию компании Certis USA.

Certis была образована в 2001 году, когда компания Mitsui & Co. приобрела активы корпорации Thermo Trilogy. Как и многие ее конкуренты, с тех пор она расширилась далеко за пределы своей базы в США и заявилась на множество международных рынков за пределами Северной Америки.

Другой известный американский производитель биопестицидов, компания Marrone Bio Innovations, считает 75% своих продаж для традиционного агросектора против 25% продаж для органических производителей. И то же самое относится и к остальной части отрасли, сказала основатель и генеральный директор Пэм Марроне порталу AgriBusiness Global.

«Органик - самый быстрорастущий сегмент продуктов питания, но он все еще невелик», - считает Марроне, которая в 2006 году основала свою компанию в Дэвисе, штат Калифорния.

Крисси Дэвис, «ветеран» компании Koppert Biological Systems, где она является менеджером по работе с клиентами в Северной Калифорнии, рассказывает об «экспоненциальном росте», с которым столкнулась ее компания на международном уровне и в Калифорнии. Koppert поставляет микробные продукты, шмелей и ульи, а также десятки полезных насекомых, таких как паразитические осы и хищные клещи, в 90 стран.

Продуктовые сети все решили за фермеров

«Раньше фермеры принимаи решение о выращивании культур с применением биопестицидов самостоятельно. Теперь за них решают продуктовые магазины: «Я Safeway, и я не собираюсь покупать ваши помидоры, если вы не будете выращивать их определенным образом», - говорит Крисси Дэвис.

Кроме того, производители овощей и фруктов все больше осознают преимущества биопродуктов при управлении максимальным остатком (MRL), поскольку многие биопестициды освобождены от допусков на остатки.

Огромный стимул заключается в диверсификации способов действия биопестицидов для снижения риска устойчивости у вредных организмов и продлении срока службы синтетических препаратов, которые у фермеров забирают быстрее, чем заменяют.

Пэм Марроне рассказывает о том, как в реальных условиях сочетание синтетических СЗР и биопестицидов помогло в борьбе с Amyelois trantella (или пупочным апельсиновым червем), вредителем миндаля.

«Химические вещества не дают полного контроля над Amyelois trantella, тем более, что производители пытаются избавиться от пиретроидов, следуя предпочтениям покупателей. Наш биоинсектицид добавлялся в бак вместе с Altacor (FMC) или Minecto Pro (Syngenta), двумя синтетическими препаратами. Смесь дала возможность приблизить к 80% до 90% (в демоверсиях) контроль над вредителем. Это была настоящая победа, что мы смогли смешать препараты вместе и получить лучший контроль», - говорит Марроне.

Крисси Дэвис из Koppert, которая работает с 80/20 производителями традиционных и органических продуктов, помогает каждому из них разработать индивидуальную программу интегрированного управления вредителями: «Я начинаю с программы мониторинга, чтобы узнать, сколько у них полезных и вредных насекомых на поле. Затем я даю им рекомендации, сколько полезных насекомых (организмов) надо применить для баланса. Моя работа заключается в том, чтобы научить аграриев профилактическому контролю - создавать хорошую экосистему в течение определенного периода времени».

Крисси Дэвис проводит полевую проверку и регистрирует давление вредителей - например, 15 паутинных клещей на 10 листьяев - в своем мобильном телефоне, а затем загружает в программу, разработанную своей компанией и получает подсказки на основе мониторинга. Выстроить экосистему для однолетних урожаев, например, для клубники сложно, но игра стоит свеч.

Партнеры фермеров по сбыту также пользуются преимуществами интегрированной стратегии. «Использование полезных насекомых позволяет зайти на рынки со строгими импортными допусками пестицидных остатков, таких как Япония. Например, для урожая малины придется подождать 40 дней, чтобы собрать ягоды на импорт после опрыскивания митицидом. 40 дней – это долгий срок, так зачем ждать, когда есть биорешение и можно собрать урожай в тот же день?», - говорит Дэвис.

Бразилия – самый быстроразвивающийся рынок биопестицидов

По словам экспертов, рынок биопестицидов покажет активный рост в Бразилии.

«Бразилия, как никакая другая страна, интенсивно использует биологические препараты», - говорит Пэм Марроне, отмечая, что Бразильская ассоциация компаний по биологическому контролю (ABCBio) сообщила об увеличении продаж биопестицидов на 77% в 2018 году - до 118,3 миллиона долларов.

Доктор Марк Триммер, управляющий партнер DunhamTrimmer, компании, занимающейся исследованиями в области биологических препаратов, считает, что рост рынка биопестицидов в Латинской Америке в среднем на 18% в год происходит, в основном, благодаря Мексике и Бразилии.

Триммер объясняет, что Бразилия не только привлекла значительные инвестиции от иностранных компаний, таких как Valagro, Biolchim и Koppert, но также имеет ряд местных производителей, которые активно работают в области биологических препаратов и разрабатывают авиационные приложения для беспилотников для выпуска полезных хищных насекомых в пропашные культуры.

«Я думаю, мы увидим в ближайшие 10 лет увеличение проникновения биологических препаратов в пропашные культуры, особенно в Латинской Америке», - говорит он.

Рынок биопестицидов эволюционирует при более сложных рецептурах и производстве продуктов. «Некоторые из старых биопродуктов много лет назад были не чем иным, как материалом после ферментации - прямо из ферментера. Сейчас компании стали производить стабильные и удобные в использовании составы. Обработчики также лучше осведомлены о том, как применять продукты, а аграрии о том, что могут и не могут контролировать биопестициды», - говорит Майк Димок.

Он отметил, что аграрии, работающие на большинство развитых рынков, выбирают интегрированные стратегии защиты культур, а не обращаются к биологическим препаратам в качестве спасательного круга, так как стало очевидно – биопрепараты лучше работают в сочетании с синтетикой.

В таких странах, как Индия и Китай, начинает процветать фальсификат.

Как сказала Пэм Марроне, на большинстве отраслевых встреч, которые она посетила, тема мошенничества, как с агрохимией, так и биопрепаратами, была очень горячей. Люди отмечали, что недобросовестные торговцы реализуют продукты с мертвыми микробами, «а они должны быть живы. Мошенники не соблюдают количество колоний на грамм, из-за чего продукты имеют низкое качество….Я думаю, именно поэтому Бразилия и Латинская Америка показывают взрывной рост. Регистрация биопрепаратам там происходит достаточно быстро по сравнению с Китаем, Европой или Индией, а качество продукции более авторитетно».

В 2019 году Индия создала новую коалицию по производству биологических препаратов, аналогичную Союзу производителей биологических продуктов (BPIA) в США.

«Представители компаний в зале встали и сказали: «Нам нужна коалиция компаний, которая проясняет наши действия и занимается как повышением осведомленности, так и сосредоточением внимания на стандартах, - вспоминает Марроне о своем визите в Индию в феврале на встречу отраслевиков. – И я думаю, что такая коалция поможет. В Бразилии ABCBio работает уже несколько лет, и это действительно помогло повысить эффективность и скорость регулирования и потребовать от компаний-членов придерживаться стандартов качества».

В Китае коалиции производителей биопрепаратов пока нет, как и четкой нормативно-правовой базы по этим продуктам, сказала Марроне.

(По материалу Джеки Пуччи, опубликованному на портале www.agribusinessglobal.com). 

Новое место статьи