ООО «Издательство Агрорус»

Свежий номер # 07 за 2019 г.

Подписаться на бумажную версию газеты

Бренды сельхозтехники, которые выбирают в России

Российский рынок сельскохозяйственной техники активно развивался в последние годы. За предыдущие пять лет производство отечественной техники выросло в 3 раза. Положительную динамику демонстрировал и экспорт. Например, в 2018 году объем экспорта тракторов в стоимостном выражении увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом, объем экспорта техники для подготовки почвы удвоился.

Основной причиной роста внутреннего рынка сельхозтехники является государственная поддержка, оказываемая производителям сельскохозяйственной техники на основании Постановления Правительства РФ №1432. В соответствии с данным постановлением производителям сельхозтехники предоставляется субсидия в размере 15-20% от цены машин и агрегатов, что позволяет предоставлять покупателям достаточно существенные скидки. Данные меры способствовали стабилизации покупательской активности российских хозяйств после резкого падения спроса в 2009 году, вызванного финансово-экономическим кризисом (График 1).

График 1. Приобретено новых тракторов и зерноуборочных комбайнов (данные Росстата), шт.

Исследование рынка сельскохозяйственной техники

В конце 2018 года компания «Клеффманн Групп» провела опрос российских фермеров с целью выявить, каким брендам сельскохозяйственной техники покупатели отдавали предпочтения. В рамках проведенного опроса респонденты называли марки и модели тракторов и самоходных сельхозмашин, которые они используют в хозяйствах, приобретенных с 2012 года в качестве новой техники.

В исследовании приняло участие более 1600 респондентов по всей стране, с совокупными площадями хозяйств 16,9 млн га. Было обследовано более 15 тысяч единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 9 593 тракторов, 4 642 зерноуборочных комбайнов.

Трактора

В соответствии с результатами исследования, проведенного компанией «Клеффманн Групп», самыми популярными тракторами в России являются тракторы, выпускаемые Минским тракторным заводом (МТЗ). Тракторы МТЗ составили 56% всех обследованных тракторов, купленных с 2012 года. На втором месте находятся трактора Кировец, выпускаемых Петербургским тракторным заводом, на третьем – Джон Дир. В совокупности Топ-3 основных брендов тракторов занимают 85% всех обследованных тракторов (График 2).

 

График 2. Топ-5 популярных брендов тракторов в России, % от количества единиц техники, покрытых исследованием

Среди тракторов МТЗ наибольшей популярностью пользуется МТЗ 82, среди тракторов ПТЗ – Кировец 744, а среди тракторов Джон Дир – 7830 модели. Первые две модели тракторов пользуются большим спросом у индивидуальных хозяйств, тогда как Джон Дир пользуется большим спросом со стороны агрохолдингов.

Зерноуборочные комбайны

Зерноуборочные комбайны, произведенные компанией «Ростсельмаш, являются абсолютными лидерами потребительского выбора, по данным компании «Клеффманн Групп» 6 из 10 приобретенных за период с 2012 года по 2018 год комбайнов были произведены компанией «Ростсельмаш» (График 3).

 

График 3. Топ-5 популярных брендов зерноуборочных комбайнов в России, % от количества единиц техники, покрытых исследованием

Основными покупателями отечественных комбайнов являются индивидуальных хозяйства, тогда как техника иностранных брендов пользуется большим спросом со стороны агрохолдингов.

Перспективы развития российского рынка сельхозтехники

В соответствии со стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ №1455-р, государство будет продолжать оказывать активную поддержку развития внутреннего производства и экспорта сельхозтехники, а также модернизации и научно-техническому развитию сельхозмашиностроения.

Однако, с другой стороны финансовое обеспечение хозяйств будет оказывать серьезное давление на внутренний спрос, вызванный, в том числе, ростом инфляции и цен на сырье. Эти факторы увеличивает себестоимость производства. Кроме того, спрос будет ограничен низкой доступностью кредитов для покупки новой сельхозтехники.

Гор Манукян, старший менеджер проектов компании «Клеффманн групп»

Новое место статьи